Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Год северного оленя

Добавлено: 2007-01-31, просмотров: 6337


САЛЕХАРД. Правительство страны вспомнило, наконец, что в России есть еще и такая отрасль как оленеводство. Согласно подписанному постановлению, с 1 января 2007 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на поддержку оленеводческих хозяйств будет выделяться по 252 рубля на каждого оленя.

Вторая новость скоро Ямал подсадит всю Европу не только на газовую «иглу», но и на оленью колбаску – всем препонам вопреки, Россия выходит на европейский продовольственный рынок. Впрочем, обо всем по порядку.

Оленевод – звучит приоритетно

Восклицательный знак в заголовке вполне уместен, поскольку отражает чувство глубокого удовлетворения, с которым все оленеводческое сообщество восприняло новость о решении правительства. Для полноты восприятия отмечу, что из 892 миллионов рублей, направленных на развитие АПК на Ямале в прошлом году, 561,7 миллиона – это деньги окружного бюджета, и лишь 5,5 млн. руб. – федерального. То есть арифметическое соотношение финансового эквивалента заботы о северном агропроме составляло 100 к 1. Дело может, не столько в деньгах, просто обидно ведь, когда тебе положено, а в список включить забыли. Поэтому тот факт, что оленеводство на Ямале – такой же агропром, как, скажем, овцеводство в Калмыкии, стали доказывать федеральному руководству с самого появления на свет идеи нацпроектов, облаченной в бюджетные строки. Конечно, мол, чего же не понять, тут такие масштабы, в пылу глобальных свершений не учли. Бывает. Напоминали неоднократно, в различных инстанциях, на самых разных уровнях – от министерских коллегий и совещаний при полпреде президента в Уральском федеральном округе до самых верхних эшелонов власти. Справедливую кропотливую под- и надковерную работу вели все, включая губернатора ЯНАО Юрия Неёлова, депутатов и сенаторов. И вот он – результат. И его можно назвать своего рода победой региональных властей. «Призовой фонд» этой победы составляет около 40 миллионов рублей только в начавшемся году. Это 252 рубля, помноженные на 170 тысяч голов оленей, находящихся в собственности сельхозпредприятий. Это серьезные деньги, которые реально помогут развиваться экономике экстремальных территорий.

Агропром на Ямале – больше чем Агропром

Всего же на Ямале, напомним, выпасается самое крупное в мире – около 600 тысяч – поголовье оленей. Значительная часть их находится в собственности частников. И, строго говоря, на государственную поддержку никто сильно не рассчитывал. В кои веки страна вдруг озаботиться оленеводством – вдруг на тебе, и приоритетный проект, оказывается, кто ж от такой удачи откажется? Но это, как говорится, совсем другая история. Иное дело региональные программы – по сохранению традиционных видов промыслов.

- Традиционные виды промыслов экономически убыточны, - говорит директор департамента развития АПК ЯНАО Николай Бабин. – Но именно эти промыслы – есть основа уклада, культуры, сознания - всей жизни тысяч аборигенов. Поэтому в современных условиях агропром на Ямале – не столько экономическая сфера, сколько социальная. Без поддержки органов власти промыслы отомрут. А с ними и люди… Накормить-то мы их накормим, но без того, чем веками жили их предки, коренные северяне окажутся за бортом жизни, сопьются, деградируют, просто исчезнут. И на моей памяти - печальный опыт 60-70-х годов, когда попытки переселить людей из тундры в поселки обернулись социальной дегенерацией кочевников. А специализированные институты в Якутии, в Норильске в те годы даже создавали всевозможные «чуда цивилизации» вроде конструкций сборных чумов на болтах и прочего. Ан нет – чум из шкуры оленя – лучше. Другое дело нужна «наполняемость» чума: киловаттный генератор электроэнергии, рация, радио, телевизор, конечно, дрова, печь. И в этом мы, безусловно, помогаем: те же дрова, например, завозятся бесплатно. Сняли проблемы с нехваткой сукна (оно необходимо в хозяйстве оленевода), дотируем издержки по доставке товаров первой необходимости, содержим фактории, помогаем со сбытом мяса оленя, чтобы у тундровика были деньги купить все необходимое. В общем власти автономного округа делают все для того, чтобы эта категория населения не чувствовала себя оставленными за бортом цивилизации.

Наука торговать

Однако Ямальский агропром – не «пансион для сирых и убогих», здесь никто никому рыбку не жарит, но учит мастерить удочки. Такая вот замечательная «удочка» получилась из прошлогоднего участия делегации Ямало-Ненецкого автономного округа в международной сельскохозяйственной выставке «Зеленая неделя» в Берлине. Это один из крупнейших мировых экспо-форумов, на котором традиционно представляются инвестиционные проекты и достижения агропромышленности. Ямал, как обычно, представил на выставке свой эксклюзив – рыбу, оленину, меха. Но дело одной дегустацией охотничьих оленьих колбасок и муксуньего балыка не ограничилось – представители немецкой компании «Absicht Media», – по достоинству оценив прелесть деликатесов, предложили МП «Ямальские олени» создать совместное предприятие. Затем, в течение всего 2006 года велась работа по созданию СП, которая в конце прошлого года увенчалась подписанием учредительных документов ООО «Y.a.m.a.l. Biolux Gmbh». Зарегистрировано оно в Берлине. Доли в уставном капитале принадлежат поровну ямальской и германской стороне. (В перспективе не исключено, что в состав войдет Салехардский рыбоперерабатывающий комбинат). Основой деятельностью станет реализация на европейском рынке продукции из оленины (а в будущем, вероятно, и рыбы). Для германской стороны сама идея оказалась настолько привлекательной, что она взяла на себя многие и многие хлопоты по сертификации по европейским стандартам продукции, территории, предприятия и еще много всякой прочей разрешительно-волокитной работы, без которой на еврорынок нельзя. А для ямальской – российской то бишь – стороны это просто первая ласточка. Сегодня ни одна отечественная компания продукцию оленеводства в Европу не поставляет (пока). И причина тому проста – на эти территории россиян не пускают другие игроки. В основном, конечно, скандинавы. Их можно понять: оленей там – «тысячи», здесь – «тьмы и тьмы», да не соей, а диким ягелем кормленных, да объективно дешевле. А от дикого мяса, по словам Николая Бабина, те же немцы просто млеют. Оттого и платят на самой «Зеленой неделе» по 25-30 евро за килограмм. Так что наша «первая ласточка» - это не свинина на «октоберфесте», а ценная, здоровая, чистая, конкурентоспособная и очень перспективная продукция, которая может завоевать европейский рынок на долгие годы.

Какая… прелесть заливная оленина!

Еще о ценах и рынках сбыта. Закономерен и справедлив вопрос: Европа – далеко, Тюмень – близко, так почему в Тюмени-то оленины нет? Самый сведущий в этом вопросе человек – директор департамента развития АПК Николай Бабин авторитетно заверил, что причины – исключительно объективны. Во-первых, на юге области (как и в Ноябрьске, Новом Уренгое, Надыме) нет традиции или опыта, если угодно, потребления специфического мороженного мяса оленя, и с ним «работать не умеют». Оленине после оттаивания на прилавке магазина хватает лишь пары часов, чтобы превратиться в не совсем приятную бурую субстанцию, которая к тому же (как и любое «дикое» мясо) уж очень характерно пахнет. И запах усиливается при обычной варке (в чумах после варки мяса с ягодами его долго томят в жиру). То есть надо продавать в глубокой заморозке. А стоить мороженая оленина в Тюмени со всеми транспортными (либо поездом через Москву, либо самолетом) «накрутками», да в крупных торговых центрах, поскольку своих магазинов нет, - будет никак не меньше свеженькой говядины. Ну, а всевозможные оленьи копчености и в Салехарде-то стоят около 400 рублей за килограмм (в Москве и Петербурге дорогие рестораны дают до тысячи рублей), так что в Тюмени за ямальские деликатесы надо будет выложить больше полутысячи. Готовы тюменцы к этому?

Однако и здесь есть добрая весть: в настоящее время ведется работа по созданию управляющей компании на основе Пышминской и Боровской баз и предприятия Лукойл-Каскара, которая среди прочего займется реализацией продукции оленеводства. Современное перерабатывающее оборудование на Ямале, работа без посредников от тундры до прилавка, оптимизация менеджмента – все это должно уже в обозримой перспективе сделать плоды трудов ямальских аборигенов для южан области досягаемее и доступнее. Тут очень кстати – финансовая поддержка в рамках нацпроектов, она позволит снизить себестоимость оленины. Да и высоких торговых наценок для тюменцев в погоне за прибылью ямальцы делать, думаю, не станут. А разницу пускай компенсируют страждущие экологической чистоты европейцы, что ж мы не свои люди что ли, в самом деле?.. Так что, судя, по тому, как на Ямале начался 2007-й год, его уже смело можно назвать годом северного оленя.

Кудрат Байчибаев,
ИА «Север-Пресс».