Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Санавиация всегда придет на помощь

Добавлено: 2007-02-23, просмотров: 9821


 

САЛЕХАРД. В ходе воплощения в жизнь округа национального проекта «Здоровье и демографическая политика» одной из важнейших задач окружного здравоохранения признано развитие на Ямале скорой неотложной помощи, в том числе и экстренной санитарной авиапомощи.

Не случайно одним из ожидаемых результатов реализации в автономии целевой программы «Подготовка системы здравоохранения ЯНАО к работе в условиях, ориентированных на конечный результат, на период 2007-2008 годы» декларируется всемерное повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи.

Об актуальности проблем развития санавиации Ямала свидетельствует и факт их заострения на февральском заседании коллегии Департамента здравоохранения при участии руководства представительной власти округа в лице председателя Госдумы ЯНАО Сергея Харючи и его заместителя, председателя Комитета по социальной политике, секретаря Салехардского местного отделения партии «Единая Россия» Елены Зленко, а также представителей общественных организаций региона.

При обсуждении проблем медицинского обслуживания коренного кочующего населения, именно за санитарной авиацией была признана главная роль основного средства приближения экстренной и планово-консультативной медпомощи населению отдаленных поселений и стойбищ.

По свидетельству руководителя отдела информационного и организационно-методического обеспечения Департамента здравоохранения Владимира Сухорукова, вопросы оптимизации развития санавиации сегодня становятся особо актуальными по ряду причин. Главная - в том, что все негативные показатели отрасли округа по инфекционной заболеваемости, по материнской и младенческой смертности, а также перинатальной смертности формируются именно в самых отдаленных населенных пунктах и в тундре Ямала. Ведь сельское население составляет 20% жителей округа. Коренные малочисленные народы Севера составляют более 30 тысяч человек, в том числе, более 17 тысяч ведет кочевой образ жизни.

Значит, именно в отдаленных территориях тундры находятся основные резервы снижения показателей заболеваемости и смертности округа. Этим и объясняется пристальное внимание руководства автономии к учреждениям, оказывающим медпомощь тундровикам. Кроме отделений санавиации, на Ямале работают 5 передвижных медицинских отрядов, 23 фельдшерско-акушерских пункта, 14 фельдшерских пунктов, а также 59 разъездных фельдшеров. В прошедшем году их медики осмотрели более 38 тысяч тундровиков. В том числе, противотуберкулезный отряд осмотрел более 11 тысяч человек.

Расходы на передвижные медицинские отряды составили более восьми миллионов рублей. А расходы на санавиацию составили за год более 200 миллионов рублей. Все передвижные отряды оснащены необходимыми снегоходами, современной портативной аппаратурой УЗИ и ЭКГ. На очереди - приобретение портативных передвижных клинических лабораторий за счет окружных средств. А Салехардская окружная больница приобрела даже вездеход «ТРЭКЭЛ», успешно зарекомендовавший себя в условиях нелетной для санавиации погоды.

Все проблемы доплат фельдшерам передвижных служб, не решенные на федеральном уровне, приходится решать за счет окружного бюджета. Если федерацией передаются субвенции на доплаты медработникам ФАПов, то необходимость доплат оказывающим первичную медпомощь фельдшерам разъездных фельдшерских пунктов и санавиации осталась вне понимания федеральных чиновников. Вместе с тем, фельдшера не только оказывают экстренную первичную помощь в минимально короткие сроки с момента травмы или заболевания, но и организуют планово-консультативную помощь, а также телефонные консультации.

Отделения санавиации сегодня успешно работают как в режиме плановой повседневной деятельности, так и в чрезвычайных ситуациях. Проведенная реорганизация отрасли способствует рациональному использованию, экономии средств и организации полетов. Тем не менее, многие вопросы развития санавиации еще ждут своего решения. Об этом заведующий базовым отделением экстренной и планово-консультативной медпомощи окружной больницы Владимир Бродский дал интервью нашему корреспонденту.

Владимир Васильевич, куда и зачем сегодня летает санавиация Ямала?

Чаще всего, в самые труднодоступные места тундры. Наши территориальные отделения обслуживают фактории и стойбища оленеводов, а также рыболовецкие бригады. Если проанализировать структуру вылетов за прошлый год, то 56% составят вылеты в тундру, 19% - в Центральные райбольницы, 14%- в участковые больницы, а 11% -в фельдшерско-акушерские пункты. Причем, вылеты в отдаленные труднодоступные участки производятся не только с целью оказания скорой медпомощи коренному кочующему населению и жителям сел.

В тундру доставляются врачи-специалисты для проведения медицинских осмотров и флюорографических обследований. Кроме того, решаются проблемы иммунизации сельского населения, проведения профилактических прививок. Санитарная авиация используется также для доставки медицинского оборудования и медикаментов.

Каковы итоги реорганизации санавиации Ямала?

Мы уже говорим не о реорганизации, а о создании качественно-новой структуры экстренной и планово-консультативной помощи населению округа. К настоящему времени кардинально изменились отношения между муниципальными отделениями санавиации и округом. Произошла централизация структуры. Соответственно, изменен принцип финансирования санавиации.

Теперь средства поступают не из муниципального, а из окружного бюджета. Генеральным заказчиком полетов выступает Салехардская окружная больница, которой принадлежат штатные единицы структуры. Только СОБ имеет право заключать договоры с авиакомпанией и оплачивать полеты. Ранее же финансирование осуществлялось через руководство и главврачей муниципалитетов. Не буду скрывать, что некоторые из их ностальгируют по временам старой «карманной» санавиации, которую можно было безраздельно использовать по собственному усмотрению.

Своеобразием региона стал факт сохранения бывших штатных единиц муниципальных санавиаций в структуре отделений скорой помощи. К настоящему времени в округе работают пять территориальных отделений: в Салехарде, Надыме, Тарко-Сале, Тазовском и Ямальском районах. В том числе, три последние –вновь созданные. Функции Красноселькупской санавиации выполняет Таркосалинская. Салехардское отделение приобрело статус базового. Расположение отделений сохраняет преемственность обслуживания между районными и участковыми больницами, ФАПами и разъездными фельдшерскими пунктами.

Как отразилась централизация санавиации на штатном расписании территориальных отделений?

При составлении штатов учитывались объемы работы, нагрузки на медперсонал, а также спектр обслуживания. Самое большое количество работников – в салехардском и пуровском отделениях. В штатном расписании территориальных отделений теперь предусмотрено одиннадцать единиц, вместо четырех по прежним муниципальным штатам. В штате окружного отделения -пять врачей. Среди них –узкие специалисты: акушер – гинеколог, хирург, анестезиолог – реаниматолог, педиатр и травматолог.

Кроме того, для экстренной специализированной медицинской помощи на территории ЯНАО в базовом отделении есть список врачей –консультантов. Он представлен ведущими специалистами округа, имеющими, как правило, кандидатские степени и высшую квалификационную категорию. Аналогичные реестры врачей созданы и в районных больницах для оказания экстренной помощи средствами санавиации в муниципалитетах. Кроме того, в штате СОБ, по согласованию с главными врачами центральных больниц, открыто по дополнительной должности врача для каждого территориального отделения. Так решена проблема доплаты местным врачам за работу в составе бригад экстренной помощи. На днях мы заключили контракт с тазовским реаниматологом и гинекологом.. Высококвалифицированные опытные специалисты теперь заинтересованы в оказании экстренной помощи с оплатой по факту их работы в составе наших бригад.

Справляется ли новая санавиация округа с проблемами экстренного обслуживания коренного кочующего населения?

Вполне. Власти округа постоянно уделяют пристальное внимание вопросам развития службы санавиации. Анализ ее работы за прошедший год показал, что, в сравнении с 2005 годом, количество вылетов по санзаданиям увеличилось почти на четверть и составило более двух тысяч вылетов.

Причем, первенство по налету часов держит Ямальское отделение с показателем более тысячи часов за год. Значительно увеличилось количество вывезенных больных. За год вывезено около семи с половиной тысяч человек. К тому же, экстренная помощь понадобилась почти двум тысячам больным. Больше всего пациентов по экстренным показаниям вывезено нашим базовым отделением.

Кстати, за пятилетие ежегодное количество больных, доставляемых санавиацией в лечебницы по экстренным показаниям, остается относительно стабильным. Вместе с тем, резко увеличилось количество больных, доставляемых в плановом порядке.

Каковы основные причины вызовов санавиации?

В большинстве это акушерская, хирургическая и педиатрическая патологии. Чаще других врачей вылетают на вызовы акушеры – гинекологи. В структуре заболеваний, на которые потребовались экстренные вылеты, первенство за беременностью и всем, что с нею связано. На них приходится почти половина всех вызовов. Это и начало родов в тундре, и отягощенный акушерский анемнез, и патология, например, гистозы. Травмы, переломы, отморожения, ожоги и другие состояния, связанные с воздействием окружающей среды - на втором месте. Почти столько же вылетов совершено к заболевшим детям, включая новорожденных. По-прежнему, нередко приходится вылетать к больным с инфекционными, терапевтическими заболеваниями, а также с психозами.

Какие проблемы возникают у службы санавиации в связи с форсированием освоения нефтегазового комплекса на севере Ямала?

Масштабное расширение строительных работ и освоение нефтегазового комплекса в районе вахтовых поселений Бованенково, Харасавей и Сабетта ведет к увеличению пришлого населения и концентрации его в самой северной части полуострова. В связи с опасностью возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф техногенного характера, особой заботой руководства отрасли стало решение проблемы перебазировки территориального отделения Ямальского района в Сеяху. Пока район обслуживался Салехардской и Мыскаменской санавиацией, северная его зона в части Харасавея – Тамбея, при закрытии всех фельдшерско-акушерских пунктов, осталась без медицинских специалистов.

Получается, что все стационарные лечебные учреждения Ямальского района обслуживают только его южную зону?

Именно так. Если вы посмотрите на карту муниципального образования, то увидите, что и ЦРБ, и больницы Салемала, Панаевска, Нового Порта, и Мыса Каменного, а также все фельдшерско-акушерские пункты сосредоточены в южной зоне муниципалитета. Поэтому целесообразность передислокации территориальной санавиации в Сеяху объяснялась требованиями задач нацпроекта по развитию первичной медпомощи для населения всех территорий. Тем более, что в северной зоне района, вблизи жизненно важных для страны месторождений, ведут кочевой образ жизни более трех тысяч коренных жителей Севера.

Но ведь в Сеяхе построена новая больница, которая оснащена современным оборудованием?

Да, ее аппаратура должна работать. С введением в эксплуатацию сеяхинского здания двухэтажной больницы, окружное отделение экстренной медпомощи добивалось введения в ее штат таких узких специалистов, как хирург и акушер –гинеколог. Решение проблемы о перебазировке сюда отделения санавиации избавило бы от необходимости перевозить пациентов с незначительными переломами, увечьями и заболеваниями через всю территорию района для экстренной помощи.

В конце прошлого года собрание депутатов и руководители сельхозпредприятий Сеяхи от имени населения села, а также кочевников Тамбейской и Сеяхинской тундры, выступило с поддержкой решения Окружной больницы о дислокации санавиации в Сеяхе. Общественные лидеры отмечали нецелесообразность отправки больных северной зоны за сотни километров в Мыс-Каменскую больницу. Также не разумно тратить время на длительные перелеты от Мыс-Каменного до Сеяхи, вместо непосредственных вылетов из Сеяхи в тундру. Здесь надо подчеркнуть, что все причины, препятствующие размещению в Сеяхе санавиации с радиусом обслуживания от поселка Новый Порт до самой северной части Ямальского района, решаемы. Их и нужно решать.

Руководство авиакомпании «Ямал» внесло свои предложения в план мероприятий Департамента здравоохранения по устранению недостатков в организации отделения санавиации для базировки в Сеяхе. Большинство требований уже выполнено. Выделена трехкомнатная квартира для экипажа. Приобретены три малогабаритные радиостанции для связи экипажа с инженерно-техническим персоналом и сторожами. Кроме того, установлен телефон-факс для принятия прогнозов погоды по району полетов, а также приобретен спутниковый телефон для организации устойчивой связи.

Оперативно решена проблема организации предполетных медосмотров летного и технического состава. Выполнены требования по установке светового ориентира для обеспечения полетов в темное время суток. В распоряжение экипажа, осуществляющего дежурство по санзаданию, выделена автомашина марки «Урал». Решены вопросы ремонта и оборудования балков для техперсонала и укомплектовки посадочной площадки противопожарными средствами.

А какие мероприятия невыполнимы?

Все, при желании, выполнимо. Проблема, наверно, в том, что администрации района и ЦРБ хотелось бы держать отделение санавиации поближе к себе. Поэтому, к примеру, вопросы предоставления авиакомпании востребованных двух посадочных площадок могут решаться очень оперативно, а могут и не очень…Могут искажаться результаты анализа географии срочных полетов по санзаданиям. А их подлинники свидетельствуют о том, что более семидесяти процентов экстренных вылетов выполнялись севернее Сеяхи, Бованенково и Харасавея. И только около тридцати процентов составили санзадания в зону, расположенную южнее Сеяхи.

Чем объясняет администрация района свое нежелание перевода территориального отделения санавиации в Сеяху?

Прежде всего тем, что в Мысе –Каменном сформирована определенная материально-техническая база старой санавиации и отсутствием в Сеяхе жилплощади для экипажа, а также запасного аэродрома для полетов в сложных метеоусловиях.

А как же авиация без аэродрома?!

На самом деле в Сеяхе есть посадочная площадка, отвечающая всем требованиям безопасности полетов как для пассажирских рейсов, так и для санавиации. Кроме того, есть целых три брошенных площадки и плюс одна деревянная. Сеяхинская администрация, заинтересованная в развитии санавиации, уже произвела отсыпку второй капитальной площадки, сверху поставила бетонные плиты. Осталось оборудовать освещение. Было бы желание.

Разве что-то свидетельствует об его отсутствии?

Да хотя бы тезисы из рапорта Главы района:- «В Сеяхе нет возможности предоставить жилье для техперсонала»… (А квартиру-то сеяхинский муниципалитет уже выделил). Или:-«Сеяхинская больница не укомплектована медицинскими кадрами». Но ведь эта проблема должна быть болью, прежде всего, администрации района. Как можно превратить новую шикарную больницу с супер-оборудованием в примитивный фельдшерский пункт?! Да, вы правы, здесь самый современный цифровой флюорограф, рентгенаппарат…Особая «песня» - японская аппаратура УЗИ в цветном исполнении… Запустили эту аппаратуру, простояла она без дела – аккумуляторы сели, программы полетели. Так вот теперь надо эту аппаратуру снова снимать и доставлять «за тридевять земель» производителям для наладки.

Неужели телемедицина тоже «простаивает»?

Причем, во всех поселках района! Ни одного больного не привели на видеоконсультацию к специалистам… Вот и получается, что аппаратура не работает. А как бы она пригодилась в территориальном отделении экстренной медпомощи, которое могло бы формироваться на такой невостребованной базе! Перспективы развития экстренной и планово-консультативной помощи, конечно, связаны с развитием телемедицины. Она предоставляет возможность диагностики и консультаций в реальном времени любого больного самыми квалифицированными специалистами. При полном запуске всей сети будет исключена случайность полетов вслепую с экстренной доставкой больных до ближайших больниц. Будут оперативно решаться вопросы целесообразности госпитализации конкретного пациента в конкретную больницу, что позволит санавиации прийти на помощь любому жителю Ямала в нужную минуту.

Но для этого необходимо решение проблемы полетов в ночное время?

Вы затронули еще одну болевую точку. В минувшем году у нас возникали проблемы с наземными службами аэропортов, работающих только в дневное время. Полеты санавиации в ночью связаны со значительными дополнительными затратами. Приходится поднимать множество наземных служб базового, промежуточного и конечного аэропортов, а также согласовывать маршруты с управлением воздушным движением и службами безопасности Москвы. Проблема приобретает особую актуальность, при наличии в округе ряда «брошенных», неосвещенных посадочных площадок, Но не все поселения округа имеют даже такие вертолетные площадки. А многие из имеющихся и вовсе непригодны для круглосуточного приема санавиации.

Поэтому в прошлом году Салехардскому и Ямальскому отделениям было отказано в выполнении почти половины санзаданий в ночное время. А по Таркосалинскому отделению не выполнено еще больше ночных вылетов. Чем это чревато – объяснять не надо. Для решения проблемы в Надыме было проведено совещание с участием органов власти для анализа причин невыполнения санзаданий в ночное время. В его резолюции было отмечено, что дневной регламент работы аэропортов округа, а также отсутствие запасных аэродромов и аварийно-спасательного обеспечения делает невозможным выполнение санитарных заданий в ночное время.

В связи с ужесточением федеральных правил выполнения ночных полетов, в настоящее время четко разработан механизм организации заказа на их выполнение. В перспективе –решение вопроса о строительстве поселковых посадочных площадок, обеспеченных необходимым освещением и круглосуточной охраной.

Каковы самые острые проблемы в части оказания помощи тундровикам?

Их немало: нехватка специалистов, жилья и необходимых технических средств связи, транспортные, а также бытовые проблемы медицинских работников. Отмечу, что сегодня совершенствованию службы специализированной скорой медпомощи придается первостепенное значение среди проблем структурного реформирования отрасли здравоохранения. Ведь санитарно-авиационная помощь является самой дорогой из всех видов медпомощи. Стоимость вызова может доходить до трехсот тысяч рублей и более. Средняя стоимость одного вылета составила около ста тысяч рублей, в то время, как один койко-день лечения в стационаре средней полосы стоит 263 рубля, а в Салехарде 1600 рублей.

В настоящее время руководство базового отделения заинтересовано в скорейшем решении вопроса о получении вертолетов, оборудованных съемными реанимационными комплексами и набором медико-санитарного имущества.

Как вы оцениваете сегодняшнюю работу территориальных отделений санавиации?

Позитивно. Анализ работы всех территориальных отделений продемонстрировал их готовность к решению самых сложных задач по оказанию экстренной и планово-консультационной помощи северянам. Этому способствует централизованное решение всех проблем по обеспечению медикаментами, связью, оборудованием и спецодеждой. В прошлом году на развитие реорганизованной структуры было выделено около двухсот миллионов рублей. Перевозки больных, нуждающихся в экстренной помощи, совмещались с реэвакуацией поправившихся пациентов, а также с деятельностью передвижных медотрядов и специалистов плановой консультативной помощи. Не случайно выступающие на февральской коллегии Департамента здравоохранения руководители представительной власти округа отметили перспективность развития на Ямале специализированной скорой медпомощи, а также ее возрастающую роль в повышении качества как экстренной, так и консультативно - профилактической помощи коренному населению, проживающему в сельской местности.

Светлана Зуева,
ИА «Север-Пресс»