Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Задачи реформирования жилищно-коммунального комплекса России

Добавлено: 2007-06-06, просмотров: 4350


МОСКВА. Только серьезные структурные преобразования могут сделать жилищно-коммунальное хозяйство преуспевающей отраслью, интересной для инвесторов и отвечающей потребностям и возможностям населения. Первые шаги на этом пути сделаны, и понятно, куда надо двигаться дальше.

 

Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации остаются важнейшими задачами социально-экономического развития страны. Несмотря на ежегодный рост тарифов, коммунальные предприятия, находящиеся на муниципальном балансе, остаются по большей части убыточными и не обеспечивают должного качества предоставляемых услуг для потребителей. Такое положение обусловлено низкой производительностью труда, сверхвысоким энерго- и ресурсопотреблением, вытекающим из технологической отсталости, недостаточным уровнем эффективности менеджмента.

Пока еще невозможно полностью обойтись без государственных дотаций, которые сегодня составляют до 120 млрд руб. в год. Однако эти деньги нужно использовать с максимальной пользой. Для повышения прозрачности финансовых потоков необходимо зачислять суммы государственной поддержки льготным категориям граждан и жилищных субсидий малообеспеченным семьям на персонифицированные счета. Во многих регионах это уже делается.

В сущности, жилищно-коммунальная сфера всегда являлась убыточной. В советское время предприятия ЖКХ финансировались преимущественно государством, а за счет платежей населения покрывалась лишь незначительная часть реальных расходов на коммунальные услуги и содержание жилья. В последние годы объем государственных дотаций предприятиям жилищно-коммунального комплекса многократно уменьшился, и средний уровень оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг сегодня составляет около 88%  от их стоимости. При весьма неплохой собираемости платы (до 93%) количество убыточных предприятий сократилось до 58%, а в двадцати девяти субъектах Российской Федерации предприятия ЖКХ закончили 2006 год с прибылью.

Тем не менее, принципиально проблема экономической неэффективности ЖКХ не решена.

Зарубежная практика показывает, что регулирование тарифов – необходимое, но не достаточное условие для достижения баланса между стоимостью и качеством услуг ЖКХ. Одним из путей снижения расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве, – а следовательно, платежей населения, – является энерго- и ресурсосбережение, которое невозможно без установки приборов учета потребления ресурсов. Сегодня в нашей стране лишь 15% жилья (за исключением учета электроэнергии) оснащено общедомовыми приборами.  Для решения этого вопроса нужны региональные программы и финансовые инструменты, позволяющие привлечь средства на оснащение потребителей приборами учета.

Таким инструментом может стать институт биллинговых компаний (устанавливают, владеют и эксплуатируют все виды счетчиков количества ресурсов, готовят счета для оплаты ресурсов или данные для подготовки счетов, возмещают свои затраты через платежи потребителей услуг биллинга). Государственная поддержка перехода к приборному учету при предоставлении услуг должна быть дополнением к рыночным механизмам решения этой проблемы. Без массового внедрения приборов учета стимулирование ресурсосбережения невозможно.

 Важнейшая  проблема – развитие конкурентных отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг. Их уровень совершенно недостаточен даже в потенциально конкурентных секторах отрасли ЖКХ, в частности, в секторе управления жильем и предоставления услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда. Необходимо создать условия для привлечения предприятий всех форм собственности на рынок жилищных услуг, который пока находится в руках локальных монополий. Жилищно-коммунальные услуги следует четко разделить на жилищные и коммунальные. Жилищные услуги должны оказываться предприятиями малого бизнеса на основе договорных обязательств, которые будут ясно регулировать взаимоотношения по всем направлениям услуг для конкретного дома.

Очевидно, что частный инвестор придет только в акционированное предприятие, не обремененное долгами, и при достаточных гарантиях возврата инвестиций; понятно также, что большинство предприятий ЖКХ сегодня этим условиям не соответствует. Однако это не единственное препятствие на пути разгосударствления и демонополизации жилищно-коммунального комплекса.

Даже в условиях убыточности работы многих коммунальных предприятий власти большинства муниципальных образований не очень охотно идут на их акционирование и передачу в частные руки. Понять это несложно, если учесть, что ежегодный оборот отрасли превышает 1,5 трлн руб. и продолжает увеличиваться. Отдать контроль за такими устойчивыми финансовыми потоками в частные руки – это для чиновников психологически трудное решение. Тем более что руководители предприятий ЖКХ привыкли решать свои проблемы одним путем – повышением тарифов, установление которых во многом зависит от местных чиновников. Издержки локального монополизма организаций коммунального комплекса пока не компенсируются адекватной системой регулирования их деятельности со стороны государства и местного самоуправления.

Тем не менее, реальность создания рыночной среды в жилищной и коммунальной сферах объективно подтверждается приходом в этот сектор экономики крупного частного бизнеса, существенных внебюджетных инвестиций. К настоящему времени здесь функционирует свыше 56,5 тыс. предприятий по 18 направлениям деятельности. Доля частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения составляет 41% от общей численности предприятий, теплоснабжения – 57%, электроснабжения – 65%.

В 2004 году Государственной Думой был принят пакет законов по регулированию системы ЖКХ: Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс, законы «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О концессионных соглашениях» и ряд других. Однако практика показала, что органы исполнительной власти оказались не готовы к оперативному проведению реформы, в результате чего многие вопросы функционирования и развития ЖКХ попали в правовой вакуум, что привело к новому витку роста цен на услуги отрасли. Одной из главных причин явилось отсутствие документов Правительства РФ, устанавливающих правила формирования экономически обоснованных тарифов и порядок контроля за их применением.

По прошествии двух лет с момента вступления в силу закона «Об основах регулирования тарифов» все еще не выпущены необходимые для его правоприменения подзаконные акты. В этих условиях Государственная Дума вынуждена была принять закон о предельных индексах изменения платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги. Рост тарифов на ЖКУ затормозился с 35% в 2005 году до 18% в 2006-м и до 15% в 2007-м, однако одновременно усложнилось формирование дополнительных источников финансирования для модернизации объектов ЖКХ за счет тарифов.

В конце 2006 года и в 2007 году деятельность Правительства по выпуску   нормативно-правовых документов, регулирующих процедуры в области жилищно-коммунального хозяйства, несколько активизировалась.    В августе 2006 года утверждены Правила оказания коммунальных услуг, а в декабре – типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры. Это позволяет регионам и муниципалитетам более активно готовить концессионные соглашениях в сфере ЖКХ.

В настоящее время концессии переживают ренессанс в экономике многих стран, в частности, в инфраструктурном секторе, поскольку признано, что концессии обеспечивают более эффективное управление государственной и муниципальной собственностью и при этом являются хорошей альтернативой политически проблемной приватизации. Наиболее динамично развивается использование концессий в муниципальных службах, включая водоснабжение, строительство, управление железными и автомобильными дорогами, аэропортами.

Так, по данным Всемирного Банка, в течение 1999–2000 годов 500 концессии в 37 странах принесли свыше 1 млрд долл. США в бюджеты местных и центральных органов власти. Сфера применения концессионных соглашений стремительно растет, в 2000 году их подписано втрое больше, чем в 1993-м. Теперь очередь и России занять достойное место в применении концессий, тем более что именно наша страна в первой четверти ХХ века активно привлекала инвесторов-концессионеров.

Министерством регионального развития подготовлен проект федерального закона о финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса, который прошел рассмотрение в Правительстве и в апреле 2007 года внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Законопроект предусматривает рассрочку на срок до 10 лет задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей предприятий ЖКХ, накопленной во многом из-за недофинансирования организаций бюджетной сферы, потреблявших и не оплачивавших коммунальные услуги. К сожалению, законопроект предусматривает только реструктуризацию долгов в бюджетную систему, доля которых составляет менее 25% в общем объеме задолженности организаций ЖКХ. Не решен вопрос о задолженности перед иными кредиторам, которая возникла в результате хронического недофинансирования коммунальной отрасли бюджетами всех уровней. Депутатам Государственной Думы предстоит серьезно доработать этот важный законопроект.

Комплекс мероприятий по развитию жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на 2006–2009 годы, разработанный в Минрегионе и рассмотренный Правительством в марте текущего года, безусловно,  актуален. Однако в нем не учтена задача развития технологий энергоресурсосбережения и обеспечения  безопасной эксплуатации систем ЖКХ. Документ следовало бы дополнить разделом организационно-технических мероприятий, направленных на внедрение эффективных инновационных решений в технические системы ЖКХ, а также на распространение информации по внедрению перспективных и инновационных технологий.

Остается  проблемой кадровое обеспечение отрасли. Оживление промышленности повлекло за собой уход инженерных и технических специалистов из   коммунальной отрасли из-за низкой зарплаты. Крайне не хватает информации о целях реформы ЖКХ, ее практических последствиях для граждан России. Нужны специальные учебные программы на телевидении и массовое издание брошюр, содержащих практические советы по участию граждан в управлении собственным жильем. Эти меры призваны помочь гражданам ориентироваться в новых реалиях жилищно-коммунального комплекса.

Виктор Ельцов,

первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, почетный строитель Российской Федерации