Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Ключевая роль местного самоуправления

Добавлено: 2007-06-12, просмотров: 9953


МОСКВА. Для успешного воплощения национальных приоритетов в жизнь сегодня задействованы все уровни государственной власти, но роль органов местного самоуправления в этом процессе является ключевой. Если на федеральном уровне определяющим фактором выступает их финансирование, то непосредственная реализация, а зачастую и софинансирование мероприятий, предусмотренных нацпроектами, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

 

Сегодня национальные проекты реализуются на всех территориях, во всех субъектах Российской Федерации и, по сути, во всех муниципальных районах и городских округах, в большинстве поселений, что, безусловно, создает основу для их устойчивого экономического и социального развития.

Исходя из того, что с 1 января 2006 года в Российской Федерации возникло более 12,5 тыс. вновь сформированных муниципальных образований, в которых к настоящему моменту еще не решены окончательно вопросы по источникам собственного бюджета и не завершен процесс разграничения имущества, на федеральном уровне было принято решение о финансировании из федерального бюджета тех полномочий, которые в соответствии с российским законодательством, а также в мировой практике, должны финансироваться за счет субъектов Федерации или за счет средств муниципалитетов.

Должен отметить, что на сегодняшний день практически во всех регионах завершилось разграничение полномочий между различными уровнями публичной власти. Одним из основных нормативных правовых актов, принятых в целях разграничения полномочий между уровнями власти, стал Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ).

Участие органов местного самоуправления в реализации приоритетных национальных проектов осуществляется в рамках решения вопросов местного значения муниципальных образований, перечень которых установлен статьями 14–16 Федерального закона №131-ФЗ. В частности, непосредственно к реализации национальных проектов относятся следующие вопросы местного значения:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района;

- организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях;

- создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- обеспечение малоимущих граждан и нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

- утверждение правил землепользования и застройки.

Иными словами, успешное решение данных вопросов местного значения и есть во многом суть реализации приоритетных национальных проектов.

Сейчас можно с уверенностью говорить о первых результатах проделанной работы. Для сферы здравоохранения в качестве основных задач определены: снижение заболеваемости и смертности населения, максимальное приближение потенциала системы здравоохранения к потребностям населения в оказании высокотехнологичной медицинской помощи. На первых этапах реализации нацпроекта в данной сфере увеличилась социальная защищенность отдельных категорий медицинского персонала, улучшилось обеспечение скорой медицинской помощи автотранспортными средствами. В муниципальных образованиях разрабатываются муниципальные целевые программы, например, по развитию скорой медицинской помощи.

Если говорить о приоритетных задачах в области образования, то повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности общего образования – это направления, которые позволят активизировать инновационную деятельность в образовании, повысить эффективность использования образовательных ресурсов, обеспечить учащихся, студентов и педагогов современными учебными материалами, создать условия для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий. Сегодня уже увеличена заработная плата учителей, определены школы и учителя – обладатели специальных грантов. В муниципальных районах разрабатываются программы действий по развитию основных направлений системы образования, предусматривающих, например, софинансирование в капитальном ремонте школ и в компьютеризации образовательных учреждений.

В рамках национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» именно власти сельских муниципальных образований непосредственно занимаются вопросами стимулирования малых форм хозяйствования и развития животноводства, обеспечением жильем молодых сельских специалистов.

Вместе с тем остается ряд нерешенных проблем, и наиболее существенная из них – нормативно-правовое регулирование участия органов местного самоуправления в реализации национальных проектов: их полномочия и ответственность.

Следует отметить, что в регионах ведется самостоятельная работа по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления. Например, принят закон Самарской области от 25 апреля 2006 года №31-ГД «О взаимодействии и координации деятельности органов государственной власти Самарской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления по реализации приоритетных национальных проектов». Нельзя утверждать, что такие нормативные правовые акты покрывают весь перечень проблемных вопросов, однако их наличие позволяет повысить прозрачность реализации национальных проектов.

Практика показывает, что возрастает роль и необходимость принятия собственных муниципальных программ в развитие той или иной сферы, охваченных национальными проектами.

Среди всех приоритетных национальных проектов как наиболее сложный стоит выделить национальный проект «Доступное жилье». При реализации предусмотренных этим проектом мероприятий роль органов местного самоуправления, безусловно, ключевая. Связана она с подготовкой и предоставлением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, что требует не только финансовых затрат, но и решения управленческих задач. Органы местного самоуправления должны научиться эффективно готовить земельные участки под жилищное строительство и грамотно распоряжаться ими. Хотя порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства детально изложен в статьях Земельного кодекса Российской Федерации и в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации», практика показывает, что возникает множество коллизий, особенно в крупных городах и в их пригородных зонах. Имеют место, с одной стороны, попытки выделения органами местного самоуправления земельных участков в обход аукционов близким к местной власти строительным организациям, и, с другой стороны, попытки скупки перспективных земельных участков с целью их последующей спекулятивной перепродажи.

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев недавно публично обвинил муниципальных чиновников в обогащении за счет торговли городскими землями, а Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая 7 апреля 2006 года на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов, призвал выработать механизм изъятия земель, полученных в обход действующего законодательства. Сегодня это поручение выполняется соответствующими федеральными структурами. Президентом предложено также возводить микрорайоны, а не заниматься точечным строительством. Именно в этом случае инфраструктурная подготовка площадок может дать максимальный эффект. Здесь нужна очень четкая и выверенная политика, как органов местного самоуправления, так и региональных властей. Ведь задача обеспечения населения доступным жильем является общей.

Для успешной реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» органам местного самоуправления необходимо: ускорить разработку муниципальных планов и организовать их выполнение; обеспечить строжайшее соблюдение установленных законодательством процедур выделения земельных участков для жилищного строительства и принять меры, направленные на эффективное использование владельцами полученных земельных участков; при проектировании и строительстве жилых домов предусматривать внедрение передовых технологий инженерного обеспечения, направленных на энерго- и водосбережение.

 

Сергей Мирошников,

директор Департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Минрегионразвития РФ