Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Рынок доступного жилья: масштабность поставленных задач требует объединения усилий власти, бизнеса, науки

Добавлено: 2007-06-08, просмотров: 5730


МОСКВА. «Круглый стол», посвященный вопросам законодательного обеспечения формирования рынка доступного жилья состоялся в Госдуме РФ по инициативе Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.

Основные проблемы, существующие в данной сфере, и пути их решения очертил в своем выступлении на заседании председатель Комитета Мартин Шаккум:

- Думаю, что не ошибусь, если скажу, что все профессиональное сообщество, связанное со строительной отраслью, городским хозяйством, находится под впечатлением недавнего Послания Президента Федеральному Собранию. Послания беспрецедентного по конкретике не только поставленных задач, но и направлений их решения, включая финансовое обеспечение. В этом документе мы находим ответы на те важнейшие вопросы, которые на протяжении ряда лет широко обсуждались на различных уровнях власти, экспертами, практиками, и с решением которых связаны надежды миллионов людей.

Это проблемы капитального ремонта жилищного фонда, ликвидации ветхого и аварийного жилья, увеличения объемов жилищного строительства и реформирования жилищно- коммунальной сферы. Глава государства принял решения, которые остро востребованы обществом. Мы должны понимать, что масштабность поставленных задач требует не только объединения усилий власти, бизнеса, науки, но и пересмотра подходов к достижению поставленных задач и механизмов реализации принятых мероприятий.

О некоторых итогах двухлетнего правоприменения законодательства по рынку жилья

В 2006 году, по данным Минрегиона, построено 50,5 млн.кв. метров жилья – рост к 2005 году 16,1%. Выросла и доля индивидуального жилищного строительства. Ипотечных кредитов выдано на 260 млрд. рублей – более, чем в 2 раза по сравнению с прогнозной оценкой. По мнению экспертов, руководителей регионов и муниципальных образований, эти результаты достигнуты в результате частичного снятия административных барьеров, упрощения процедур, сопровождающих процессы застройки.

Наша цель как законодателей – дополнительно сократить сроки прохождения административных процедур на всех этапах, начиная с этапа межевания земельного участка, постановки его на кадастровый учет, получения разрешения на строительство и заканчивая этапом ввода объекта в эксплуатацию. Это сократит затраты застройщиков и позволит значительно увеличить объемы возводимого жилья.

Государственной Думой в конце 2006 года приняты изменения в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты РФ, направленные на усовершенствование более чем 40 федеральных законов.

В частности, реализованы нормы Градостроительного кодекса о введении единой экспертизы проектной документации и единого строительного надзора. Нормами федерального законодательства сегодня регулируются процедуры развития застроенных территорий, изменения границ населенных пунктов, порядка прекращения прав на земельные участки. Установлен ряд льготных условий для предоставления земельных участков в целях жилищного строительства.

В то же время, в ходе подготовки «круглого стола» выявилось, что новации в законодательстве не сразу становятся известными в регионах. Так, в материалах ряда участников «круглого стола» предлагается, например, «предусмотреть внеаукционный порядок предоставления земельных участков для строительства жилья по социальным программам».

Специально подчеркну, что указанная проблема уже решена только что названным Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ. Теперь допускается возможность предоставления земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов. Такая возможность предоставляется тем лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Федерации или средств местного бюджета.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится ряд законопроектов, которые необходимы для дальнейшего снятия административных барьеров в строительной сфере. В розданном вам проекте рекомендаций «круглого стола» содержится подробное изложение этих законодательных инициатив. Поэтому упомяну только некоторые.

Это проект Федерального Закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)

Законопроектом предлагается, в частности, для объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств, включить в предмет государственной экспертизы оценку соответствия проектной документации федеральным сметным нормативам; инвестиционные проекты могут подлежать проверке на предмет эффективности государственных капитальных вложений.

Готовится ко второму чтению проект Федерального Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу развития малоэтажной жилой застройки территорий».

Не менее важной является проблема эксплуатации жилых зданий. Этот вопрос в законодательстве Российской Федерации должным образом не урегулирован. В связи с этим группой депутатов внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», которым предлагается дополнить Градостроительный кодекс статьями, регулирующими эксплуатацию объектов капитального строительства. Законопроект содержит порядок и требования к технической эксплуатации зданий, порядок признания объекта аварийным и подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или сносу, а также требования к лицам, эксплуатирующим здания, их правам и обязанностям.

О государственной поддержке строительства жилья

Президент РФ в своем Послании поставил задачу «строить не меньше одного квадратного метра жилья в год в расчете на каждого гражданина России». Это означает, что требуется пересмотреть показатели приоритетного национального проекта до 2010 года в сторону увеличения ввода жилья до уровня 100 млн. кв. метров в год, как минимум.

«Долгосрочная стратегия массового строительства жилья для всех категорий граждан», разработка которой Президентом поручена Правительству, по нашему мнению, должна включать следующие меры: демонополизацию строительного рынка; вовлечение в строительные программы малого и среднего бизнеса, обеспечение его кредитными ресурсами; расширением рынка земельных участков для жилищного строительства;

Стратегия должна включать также разнообразные формы государственной поддержки, включая непосредственное бюджетное финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры и социального жилья.

Надо признать, что механизмы, предусмотренные программой «Жилище» по стимулированию строительного бизнеса посредством госгарантий, субсидирования процентных платежей, по ряду причин оказались непривлекательными, невостребованными и не повлияли реально на рост объемов жилищного строительства.

Полагаю, что назрел вопрос создания законодательных условий для строительства арендного жилья, как это иногда звучит – «доходных домов». Как показывают социологические исследования, до 35% опрошенных видят решение своих жилищных проблем посредством субсидируемой аренды квартиры.

О Фонде по модернизации и реформированию жилищно-коммунальной сферы

В Послании Президента РФ Федеральному собранию поставлена задача создания специального фонда по реформированию ЖКХ. Уставной деятельностью это Фонда должно стать финансирование за счет средств федерального бюджета капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. На эти цели на ближайшие пять лет предполагается выделить 250 млрд. рублей, в том числе 100 млрд. рублей на переселение граждан и 150 млрд. рублей на капитальный ремонт.

Уже в 2007 году на указанные цели планируется выделить из федерального бюджета 10 млрд. рублей. Эти средства должны запустить механизм постоянного поддержания жилищного фонда в соответствии с нормативными эксплуатационными требованиями и что не менее важно, содействовать становлению объединений эффективных собственников жилья. Не секрет, что отказ граждан от принятия решений по выбору способа управления многоквартирными домами, во многом связан с опасениями остаться наедине с проблемой капитального ремонта своего жилья.

В качестве организационной формы этого Фонда выбрана государственная корпорация. Решено в кратчайшие сроки разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о создании государственной корпорации «Фонд модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

Этот законопроект должен установить правовые и организационные основы предоставления государственной финансовой поддержки субъектам Федерации в целях реформирования ЖКХ и формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом. Законопроект должен быть принят уже в эту весеннюю сессию.

В настоящее время разрабатывается проект федерального закона об учреждении государственной корпорации, призванной обеспечить реализацию поставленной задачи по капитальному ремонту жилья и ликвидации аварийного жилищного фонда. Этот проект установит порядок выделения государственной корпорацией средств федерального бюджета органам государственной власти субъектов РФ; критерии выделения средств федерального бюджета субъектам РФ, в том числе общие условия, направленные на стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства. По мнению Комитета, целесообразно при разработке критериев учитывать показатели энергоэффективности реализуемых проектов и программ.

Подготовила Алла Амелина,
ИА «Север-Пресс»