Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Отставание надо сокращать

Добавлено: 2006-02-26, просмотров: 5441


Нижний Новгород. Вступительное слово Президента РФ В.В. Путина на заседании президиума Госсовета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации»

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

В повестке нашей встречи – пути дальнейшего развития информационных и коммуникационных технологий в России.

Знаю, что не только я, но и вы могли познакомиться с тем, что происходит в этой сфере в Нижнем Новгороде. Поездили по объектам, посмотрели.

В последнее время эта тема находится в зоне особого внимания постоянно. Причина – в серьезных перспективах самого рынка технологий и в его прямом влиянии на научно-технический прогресс, в его значении для достижения Россией лидерских позиций на мировых рынках.

Год назад, в Новосибирске, мы подробно говорили о создании технопарков. Сегодня мы уже рассмотрим комплекс вопросов, связанных с развитием новых технологий.

Общеизвестно, что страны, своевременно сделавшие на них ставку, не только успешно решили ряд внутренних проблем, но в целом сумели вывести свои экономики на самые передовые позиции.

По большому счету, это один из самых проверенных прогрессивных путей развития, перспективных и для нашей страны, заведомо обладающей здесь сильным стартовым капиталом, хорошими стартовыми возможностями. Речь идет, разумеется, о нашем интеллектуальном, инновационном и научно-техническом потенциале.

Однако любой потенциал становится материальной силой лишь при наличии для него благоприятных условий. Но и в этом смысле отрасль информационных технологий сегодня у нас можно считать наиболее подготовленной.

Очевидно и то, что ее рост должен повлечь за собой развитие фундаментальной науки, а также целого ряда прикладных исследований в смежных отраслях. Причем для такого расширения в российском инфобизнесе уже есть и накопленный финансовый ресурс, и серьезный менеджерский опыт.

Так, в прошлом году доля этой отрасли в ВВП составила 5,3 процента. Для сравнения скажу, что в 2000 году она составляла всего 2 процента. В информационных коммуникациях России сегодня работает более миллиона человек, а производительность труда здесь самая высокая в российской экономике, что чрезвычайно важно для экономики в целом.

Однако останавливаться на достигнутом уровне никак нельзя, ибо мы еще значительно отстаем от технологически развитых стран, где вклад информационного сектора в экономику достигает 30 процентов и выше.

Убежден, высокие технологии обязаны стать в России мощной опорой и для роста экономики, и для модернизации управления, и – что крайне важно – они должны стать предметом повышенного потребительского спроса.

Здесь у нас тоже есть перспективные ниши. Так, высокие технологии пока крайне мало используются в образовании и здравоохранении. Только 5 процентов учителей используют сегодня информационные технологии в учебном процессе, в то время как в странах Западной Европы эта цифра значительно выше. В Великобритании, например, этот показатель уже приблизился к 60 процентам. И фактически там, где за счет новых технологий мы могли бы реально влиять на повышение качества услуг, мы имеем дефицит их применения.

Кроме того, новые технологии должны играть определенную роль в обеспечении госконтроля за безопасностью и качеством товаров народного потребления включая фармакологию и ряд других сфер.

Безусловно, все это надо иметь в виду и в ходе реализации приоритетных национальных проектов. И в докладе рабочей группы сформулированы соответствующие предложения. Рассчитываю, что мы их сегодня тоже обсудим.

Подробнее остановлюсь на самых принципиальных задачах.

Первое – это обеспечение равного доступа граждан и организаций страны к современным технологиям. Но одна из сложностей здесь в том, что в стране сложились серьезные диспропорции между регионами. Субъекты Федерации, развивающие коммуникационную инфраструктуру, существенно отличаются друг от друга. Например, по использованию мобильной связи – в 80 раз, по количеству домашних компьютеров – в 50 раз.

Очевидно, что такой разрыв необходимо сокращать. Это проблема для мира в целом, но наша страна – самый яркий пример этих технологических разрывов. И эта задача далеко не ведомственная. К ее решению должны активно подключаться и Правительство в целом, и бизнес, и сами регионы.

Несмотря на то что темпы роста этой отрасли составляют более 30 процентов в год, что очень важно и приятно, – а здесь, в Нижнем Новгороде, как я сегодня услышал, этот рост составляет до 40 процентов, – в стране еще не телефонизировано более 40 тысяч населенных пунктов. Такое в XXI веке абсолютно недопустимо. И государство обязано в ближайшие три года полностью решить данную проблему, рассмотрев при этом возможности конверсии радиочастотного спектра для гражданских нужд.

Кроме того, в значительной модернизации нуждается и система почтовой связи. Сегодня мы тоже имели возможность посмотреть, какие процессы там происходят, в целом положительные. 70 процентов объектов почты находится в сельской местности. А ведь это территории, где практически отсутствуют новые коммуникационные услуги и почта остается основным каналом связи между людьми, поэтому ее деятельность нуждается в существенной модернизации.

Второе направление, требующее нашего внимания, – это информатизация государственного и муниципального управления. Вы знаете, что часть программ, решающих эти задачи, работает. Они объединены общей концепцией, получившей название «электронное правительство». Этот проект должен быть реализован к 2010 году.

На сегодняшний день потребности ведомств в вычислительной технике в основном удовлетворены. Компьютеры имеют чиновники практически всех уровней. Созданы также и локальные компьютерные сети.

Понимаю, что сделаны лишь первые шаги. Однако техническая оснащенность пока что мало повлияла на качество управления. Вот, к сожалению, что могу констатировать. Ведомства по-прежнему дублируют действия друг друга, медленно снижают административные издержки и остаются закрытыми для граждан. Зачастую чиновники монопольно распоряжаются базами данных, которые обязаны быть общедоступными и изначально создаются для нужд людей. Они должны делать деятельность всех органов власти – и региональных, и федеральных, и местных – прозрачными. Мы с Валерием Павлиновичем [Шанцевым] сегодня говорили, он планирует размещать ряд заказов в том числе и через Интернет. Абсолютно правильно. Всем рекомендую переходить на такой способ решения проблем подобного рода.

Предметом особой заботы региональной и местной власти должна стать подготовка граждан к внедрению высоких технологий, а также просветительская деятельность, формирующая общественную потребность в их развитии.

Еще одна крупная тема для обсуждения – это развитие отечественного производства в сфере информационно-коммуникационных технологий. Известно, что вектор мировой конкуренции сейчас переместился в сектор создания программного обеспечения. Это большой шанс для России, выпускающей высококлассных специалистов в области прикладной математики и программирования.

Замечу также, что российские компании, работающие в данной отрасли, уже активно действуют не только в России, но и на пространстве СНГ, и государство должно хорошо знать ситуацию на этих рынках, оказывая им при этом необходимую поддержку. Один из путей – это помощь в организации технопарков, о которых мы говорили в Новосибирске.

Кстати, мы говорили и о необходимости более активного привлечения средств инвесторов – как российских, так и зарубежных. За счет таких средств мы, в частности, могли бы поддержать проекты отечественных разработчиков; перспективный в этой сфере средний и малый бизнес.

Кроме того, вернусь опять к Новосибирску, там было принято решение о создании технопарков в четырех регионах страны. Прошел год, и все это время шли межведомственные согласования. Это крайне расточительно. Таким образом мы просто теряем темп работы. Конечно, у нас сейчас принято решение по особым экономическим зонам. О принятых решениях по технопаркам забывать, конечно, нельзя.

За этот период к проекту подключились еще три региона. Это в принципе неплохая тенденция, но повторю: бюрократический период реализации принятых тогда решений должен быть предельно минимизирован.

Развитие информационных технологий является сегодня не только крупномасштабной, но и в полном смысле стратегической задачей. И для ее решения Правительству еще придется проделать ряд серьезных шагов, в том числе разработать специальную систему мер. И, насколько мне известно, для координации работы Правительству предлагается сформировать специализированную комиссию. Предлагаю все это обсудить.

Благодарю Вас за внимание.