Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100

http://www.liga1.tv/


Видеоконференция «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Уральском федеральном округе

Добавлено: 2006-03-13, просмотров: 14109


ЧЕЛЯБИНСК. Как мы уже сообщали, 3 марта 2006 года здесь состоялась видеоконференция «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Уральском федеральном округе". Председательствовал полномочный представитель Президента Российской Федерации в УрФО Петр Латышев.

В конференции приняли участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, заместитель уральского полпреда Виктор Басаргин, ответственные работники Правительства России и аппарата полпреда, заместители губернаторов субъектов Федерации, входящих в УрФО, руководители и представители территориальных федеральных органов исполнительной власти, руководители муниципальных органов образования и образовательных учреждений, ректоры вузов.

Во вступительном слове полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе Петр Латышев подчеркнул:

Сегодня совместно с Министерством науки и образования Российской Федерации мы проводим совещание по приоритетному национальному проекту «Образование».

В Уральском федеральном округе работа по реализации национального проекта начатa достаточно организованно. Налажено взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию национального проекта, с органами исполнительной власти субъектов Федерации. Выстроена вертикаль управления ходом реализации проекта на всех уровнях власти. Создана и работает межведомственная рабочая группа при полномочном представителе президента по реализации приоритетного национального проекта «Образование».

При главах субъектов Федерации работают Советы по реализации приоритетных национальных проектов и в их рамках - рабочие группы и штабы по проекту «Образование».

В субъектах Федерации подготовлены и приняты в установленном порядке нормативно-правовые акты, утверждены и реализуются сетевые графики, созданы общественно-государственные формы управления и контроля за реализацией проекта.

При этом основной акцент мы смещаем в сторону работы в муниципальных образованиях, доходим до конкретных образовательных учреждений.

Наши действия мы координировали в ходе выездов в субъекты Федерации, муниципальные образования, окружных координационных совещаний.

Полагаю, что в рамках данной работы во многом удалось добиться согласованности в действиях федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий приоритетного национального проекта с учетом территориальных особенностей.

Результаты этой деятельности таковы.

Во всех субъектах Федерации Уральского федерального округа выстроена система работы по софинансированию мероприятий проекта из региональных бюджетов.

На осуществление приоритетного национального проекта «Образование» в Уральском федеральном округе планируется выделить из федерального бюджета свыше 1 млрд. 150 млн.руб. При этом средства, предусмотренные на эти же мероприятия из бюджетов субъектов Федерации УрФО на 2006 г., в 1,5 раза превысили федеральные, составив 1 млрд.760 млн. руб.

По конкретным приоритетам национального проекта ситуация следующая.

Дополнительное вознаграждение за классное руководство.

Опыт первых выплат был достаточно успешным. В феврале 66600 классных руководителей получили соответствующие надбавки к заработной плате.

Во всех субъектах Федерации Уральского федерального округа были сохранены существовавшие ранее системы доплат за классное руководство в рамках надтарифного фонда. Кроме того, в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе с 2006 г. предусмотрены дополнительные средства на вознаграждение учителей за классное руководство и воспитательную работу.

За счет региональных бюджетов будут решаться вопросы по классным руководителям, которые не попадают под критерии федеральных выплат. Это 4868 работников школ-интернатов, специальных (коррекционных) школ, школ-детских садов, вечерних школ, центров образования.

Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

На эти цели в дополнение к 239 (двумстам тридцати девяти) миллионам рублей, выделенным из федерального бюджета, планируется направить на софинансирования из региональных бюджетов 152,9 млн. руб.

В субъектах Федерации в настоящее время уже около пятисот школ подали в конкурсные комиссии заявки на получение государственной поддержки (грантов).

Стимулирование вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

7 вузов Уральского федерального округа решили принять участие в конкурсе и ведут подготовку материалов в соответствии с направлением «Критерии отбора инновационных вузов».

Информатизация образования.

К сожалению, нет окончательного решения о выполнении мероприятий, предусмотренных федеральным сетевым графиком в части информатизации.

Тем не менее, субъектами Федерации определены перечни учреждений-получателей компьютерной техники и перечни учреждений для подключения к сети Интернет, направлены соответствующие заявки в Рособразование. Организована совместная работа с территориальными органами Россвязьнадзора по мониторингу оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой.

Из средств бюджетов субъектов Федерации на информатизацию образования в рамках софинансирования реализации проекта в 2006 г. планируется направить 535,8 млн. руб.

Поощрение лучших учителей.

Органами исполнительной власти субъектов Федерации определены дополнительные объемы финансирования из средств региональных бюджетов на поощрение лучших педагогических работников. В дополнение к 779 (семистам семидесяти девяти) педагогам, определенным по федеральной квоте, за счет субъектов Федерации и местных бюджетов в 2006 году получат единовременное поощрение более 2000 учителей. На эти цели из бюджетов субъектов Федерации будет выделено 67 млн. руб.

В выступлениях представителей регионов мы подробно услышим о конкретных программах принятых на местах. Так, интересный опыт есть в Челябинской области, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Здесь учреждены гранты учителям на уровне губернатора, гранты глав городов и районов, поощрения наставников одаренных детей.

В целом реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Уральском федеральном округе ведется последовательно и планомерно.

Однако есть ряд общих для всех проблем.

1.Главная из них то, что нормативные акты федерального уровня принимаются позже, чем это обозначено в сетевом графике. Уже трижды сетевой график изменялся как по срокам, так и по содержанию. Нередко исполнителям на местах приходится действовать исключительно на основании проектов нормативных документов.

Особенно актуально это сегодня, когда до начала оценочного этапа конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, то есть до 16 марта, осталось не так много времени. За это время потенциальные участники конкурса должны получить полную информацию о критериях отбора и предоставляемых документах, порядке работы отборочных комиссий, подать заявки. Региональные конкурсные комиссии должны провести методическую работу с экспертами от гражданских институтов. Есть опасение, что в сжатые сроки невозможно будет обеспечить широкое участие общественности в конкурсных процедурах и с необходимым качеством провести намеченную работу.

2. Ощутимой проблемой в организации участия вузов в конкурсе является полное отсутствие информации о работе федеральной отборочной комиссии, формах и сроках подачи заявок от вузов, не определено само понятие «инновационная образовательная программа», критерии отбора инновационных вузов существуют только в виде проекта.

3. У организаторов конкурса на местах возникает опасение, что в случае, если расходование грантов будет ограничено рамками календарного года, сжатые сроки не позволят распорядиться средствами с максимальной эффективностью в условиях действующего порядка осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

4. Есть частные, но достаточно важные вопросы. К примеру, ситуация с поставками школьных автобусов. Введение новых ГОСТов школьных автобусов привело к существенному удорожанию выпускаемых моделей и проблемам использования машин, выпущенных в последние годы, технически новых, но уже не попадающих под современные требования.

Регламент нашей работы предусматривает возможность задать вопросы представителям Министерства образования и науки. Предлагаю в студиях в субъектах Федерации подготовить вопросы во время выступлений представителей регионов. Мы передадим их Андрею Александровичу, и на наиболее важные из вопросов он и его коллеги, полагаю, смогут ответить уже в ходе совещания.

Со свой стороны считаю целесообразным усилить взаимодействие между субъектами Федерации и министерством по вопросу:

уточнения дополнительного объема субсидий регионам на выплату вознаграждения за классное руководство;

установления квот по компьютеризации школ, поставкам в субъекты Федерации учебного и учебно-лабораторного оборудования, школьных автобусов;

по доработке порядка и критериев конкурсного отбора вузов, общеобразовательных учреждений, лучших учителей, талантливой молодежи;

оптимизации форм отчетности по реализации приоритетного национального проекта.

В заключении своего выступления констатирую, сказал Петр Латышев, что работа по реализации проекта «Образование» в УрФО, несмотря на определенные трудности, идет достаточно успешно. Очевидно, что мы находимся пока в начале пути. В течение какого-то периода нам придется двигаться постепенно, апробируя положения проекта на практике и, возможно, внося коррективы.

Думаю, сегодняшняя встреча поможет добиться того, чтобы все наши дальнейшие шаги были выверенными, согласованными и последовательными.

Затем слово для выступления было предоставлено министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко.

Несмотря на то, что объем средств, которые выделены в рамках национального проекта, по с равнению со всем объемом средств, которые идут на развитие образования в России, относительно небольшой, внимание к нему привлечено не только в связи с этими деньгами. Это первый проект, в котором сконцентрированы немалые суммы на четко сформулированные задачи, которые позволяют осуществить существенное продвижение в вопросах модернизации образования и обеспечить некоторые системные решения, которые затем можно будет приложить к системе образования в целом.

Коротко, какие сейчас главные вопросы на слуху у всех, даже в рамках национального проекта? Это оплата за классное руководство, отбор лучших школ и учителей и отбор инновационных вузов. Есть еще проект – поддержка талантливой молодежи, информатизация, но я сначала остановлюсь на этих трех проблемах.

Что показали первые шаги? Во-первых, что мы имеем поддержку и понимание со стороны широких слоев и населения, и образовательного сообщества. Я думаю, что это связано, в первую очередь, с тем, что первый такой маленький подпроект, который мы начали, связанный с выплатой надбавок за классное руководство, осуществлен в сроки, и в том объеме, который мы обещали. Но одновременно наши первые опыты выявили проблемы; это несогласованность и некоторое недопонимание между участниками процесса. Это, в ряде случаев, неготовность по принятию формальных мер и требований, и с другой стороны - необходимость принятия таких мер, причем в рамках не отдельных шагов (поддержке классных руководителей, инновационных школ), а рассмотрение всего как единого проекта. Причем, может быть, проекта, который связан не только с образованием, а проекта, который связывает воедино и вопросы жилищного строительства (потому что развитие образования, общего образования везде связано с тем, насколько можно решить жилищные вопросы). То же самое можно сказать и по поводу здоровья специалистов.

Все проекты перевязаны друг с другом. Какие принципы мы закладываем в нашу работу? Первое, это постоянный контакт с регионами. Мы должны проводить совещания, на которых будет решаться ряд вопросов не реже, чем раз в две-три недели. Второе, мы должны двигаться вперед по решению ряда формальных проблем: подписание соответствующих соглашений, предоставление отчетности об уже сделанных шагах, т.к. только на основании этой отчетности мы можем менять структуру бюджета, запрашивать дополнительные средства, а эти изменения, дополнения принципиально нужны хотя бы по вопросам, связанным с оплатой классного руководства. Нам не обойтись без коррекции уже принятых решений. Это связано с тем, что мы все учимся во время проведения этого проекта (уже очень давно в России такого уровня и масштаба проектов не осуществлялось, по крайней мере, в сфере образования и науки). Мы восстанавливаем такой опыт не на год-два. Логика организации крупных проектов в сфере национальных интересов будет только развиваться. Но мы должны точно понимать, что времени у нас не так много, и мы не можем год ждать для того, чтобы после этого попробовать еще раз, но уже с немножко другим подходом. В ряде случаев мы должны оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Теперь несколько конкретных ответов. Первое, выплата зарплат за классное руководство происходит своевременно. Есть договоренность с Минфином о том, что по результатам первого квартала мы определим потребность в дополнительных деньгах. Денег хватает в целом на первые полгода. Есть четкая договоренность и решение президентского совета о том, что мы решим вопрос об оплате за классное руководство независимо ни от чего. Никаких оснований на беспокойство о регионах быть не должно. Деньги они получать в достаточном объеме, чтобы выплатить в соответствии с правилами все необходимые надбавки. Дальше – по отбору лучших школ, учителей. Соответствующие приказы подготовлены, они должны быть зарегистрированы в Минюсте, после этого мы опубликуем рекомендации по отбору школ и учителей. Сегодня не все формальности, касающиеся данного вопроса, завершены. Это же касается и вопроса, связанного с отбором инновационных ВУЗов. Этот приказ подписан, сейчас он лежит на регистрации в Минюсте. То есть в целом мы в график укладываемся. К маю, мы сможем выйти на подписание договоров, на финансирование. Конкурс будет проходить на два года, но это не значит, что мы можем позволить расслабиться, т.к. суммы, которые будут выделены, будут довольно крупные. Мы обсуждаем сейчас вопрос об установлении низовой границы на два года на 300-400 млн. рублей. Деньги смогут расходоваться на закупку оборудования, на создание новых программ, на привлечение новых преподавателей, но ни в коем случае не на строительство.

Я бы хотел еще раз призвать всех к конструктивной работе по имеющимся сегодня документам и их совершенствованию, более строгому отношению к выполнению формальных, юридических требований по реализации национальных проектов. Я готов ответить на вопросы, но сначала хотел бы послушать, что думают о проектах регионы. Я оставляю за собой право давать комментарии, если они нужны, чтобы приоритетный национальный проект развивался более успешно.

Выступление заместителя губернатора Челябинской области

Андрея Косилова :

- Одним из определяющих условий успешной реализации национальных приоритетных проектов на территории Челябинской области является активное участие в реализации этих проектов всех уровней власти и местного самоуправления. Я приведу несколько примеров совместной реализации полномочий, которые трудно отнести к полномочиям субъекта Федерации. Очевидно, что те приоритеты, которые заложены в национальные проекты, строго следуя закону, к федеральным полномочиям трудно отнести. Тем не менее, это те приоритеты, которые обеспечивают нормальное функционирование объектов образования и решений тех вопросов, которые сегодня поставлены президентом. Так, например, в 2004-2005 году сложилась система софинансирования решения одного из серьезных вопросов. Система образования существенно обветшала за годы, так называемых реформ. Это решение вопроса о строительстве и проведении капитальных ремонтов, подготовка муниципальных образовательных учреждений к началу нового учебного года. В качестве примера: область направила на условиях софинансирования на эти цели 208,5 млн. рублей. А вот из местных бюджетов и внебюджетных источников было привлечено 323 млн. рублей, что позволило достаточно существенно продвинуться в решении этих вопросов. Еще одним примером является реализация совместно с муниципалитетами программ, в рамках которых были приобретены и поставлены оборудования для классов физики, химии, лингафонных кабинетов, спортивное оборудование на сумму 40 млн. рублей. Доля софинансирования местных бюджетов на эти цели составила 39 млн. рублей. Наличие этих программ, как в бюджете области, так и в бюджетах муниципальных образований позволила нам практически на этом же уровне получить поддержку из федерального бюджета в рамках того конкурса, который проводило Министерство образования, и однозначно можно сказать о том, что принцип, взятый сегодня за основу при подведении итогов различных конкурсов в федеральном центре, когда оценивается вклад территории, а не какие-то заверения, является на наш взгляд наиболее правильным, справедливым и объективным.

Другим важным примером реализации приоритетов в сфере образования является сотрудничество области и муниципалитетов реализации программы, которые получат развитие и в рамках национальных приоритетных проектов по образованию. Речь идет об областной программе по развитию дошкольного образования. Мы знаем, насколько увеличился охват дошкольников в нашей области за последние годы, но цифры софинансирования тоже впечатляют. И если областью в рамках областной программы было выделено за 3 года порядка 100 млн. руб., то привлечено на эти цели из средств местных бюджетов и внебюджетных источников 354 млн. руб. Я хотел бы сказать, что наиболее ярким примером софинансирования и реализации проектов, которые сегодня положены в основы национальных приоритетных, является реализация на территории области федерального проекта информатизации системы образования, который позволил создать на базе образовательных учреждений 49 межшкольных методических центров. Только в прошлом году областной бюджет направил на реализацию этого проекта 64,5 млн. руб. Правительство РФ, Министерство образования, национальный фонд подготовки кадров осуществил поставку в Челябинскую область оборудования на сумму 130 млн. руб. А за счет средств местных бюджетов была проведена подготовка помещений, ремонт, выделены оборудованные помещения и приобретена мебель совокупным объемом затрат более 200 млн. руб. В результате создана мощнейшая инфраструктура для переподготовки педагогов, которая позволит только в ближайшее время реализовать программу переподготовки не менее 18,5 тысяч педагогов Челябинской области современным компьютерным технологиям.

Что касается реализации национального приоритетного проекта образования на территории Челябинской области в 2006 году, то только в текущем году из всех источников финансирования планируется направить средства в размере 1 млрд. 362 млн. рублей. В том числе за счет средств федерального бюджета 315 млн. руб. или 22%, за счет средств муниципальных бюджетов 227 млн. руб. или 16,7%, за счет средств областного бюджета 707 млн. руб. или 52% от общего объема затрат. В реализацию этого проекта привлекаются и внебюджетные источники. 113 млн. руб. или почти 10% от всех средств будет привлечено по этому разделу. Губернатором Челябинской области, законодательным собранием принято решение о выделении на реализацию национального проекта образования из областного бюджета дополнительно 450 млн. руб. Это позволит не только реализовать меры поддержки образовательных учреждений, учителей, талантливой молодежи, финансирование которых предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета, но и существенно расширить состав и направление реализации национального проекта. В области принято решение, наряду с премиями президента РФ, на учредительно - конкурсной основе – гранты губернатора для 50 учреждений общего образования в размере 500 тысяч рублей каждый. 20 учреждений дополнительного образования детей получат гранты в размере 150 тысяч рублей. Выделение специальных грантов для 100 учреждений дошкольного образования в размере 100 тысяч рублей каждый. Дополнительно к премиям президента РФ тем 218 учителям, которые предусмотрены федеральной квотой для Челябинской области, учреждены 200 областных грантов для педагогов по 50 тысяч рублей каждый. 100 поощрений наставникам одаренных детей по 500 тысяч рублей. Практически все главы городских округов и муниципальных районов также учредили свои гранты для школ, учителей, одаренных детей, суммарный размер которых оставляет 18,3 млн. руб. Только в 2006 году за счет средств местных бюджетов в форме грантов и премий будет оказана поддержка более чем 180 образовательным учреждениям, более чем полутора тысячам учителей и более чем 4600 одаренным детям и талантливой молодежи. Например, в г. Аша гранты губернатора района учителям составят 10 тысяч рублей, в Магнитогорске 20 тыс. руб. и такие примеры можно продолжать.

На условиях софинансирования за счет средств областного и местных бюджетов в рамках реализации национального проекта «Образование» будут решены глобальные проблемы или глобальные задачи в области информатизации образования, где область занимает одну из лидирующих позиций. До 1 января 2007 года планируется подключить к Интернету и обеспечит полноценный доступ все средние общеобразовательные школы Челябинской области. Запланировано приобретение не менее 250 компьютерных классов. На эти цели будут направлены и областные средства, и средства муниципалитета.

Очень важной задачей, которая ставится и будет решена в текущем году, является обеспечение всех средних общеобразовательных школ Челябинской области автоматизированными рабочими местами для учителей. На сегодняшний день мы имеем полномасштабную программу автоматизации рабочих мест. Особо интересной является программа обеспечения автоматизированными рабочими местами школьных библиотек. Все библиотеки средних общеобразовательных школ также будут оснащены автоматизированными рабочими местами. Серьезные финансовые ресурсы направляются на обеспечение школьных библиотек за счет средств областного бюджета, на условиях софинансирования из бюджетов муниципалитетов на обеспечение справочной, научно-методической и учебной литературой школьных библиотек. Кроме того, в областную программу по реализации национального приоритетного проекта запланированы серьезные средства на укрепление материально-технической базы. Будет продолжено приобретение кабинетов физики, химии, биологии, иностранных языков; приобретение технологического оборудования для пищеблоков; приобретение школьной мебели. Кроме того, ежегодно в области приобретается не менее 50 автобусов для подвоза детей на селе. Эти меры, а также совместная реализация федерального проекта в рамках закупки автобусов позволит не менее 80 учебных заведений области обеспечить средствами для передвижения детей и обеспечения их мобильности.

В отношении реализации приоритетного национального проекта мы сегодня с полной уверенностью можем говорить, что только при условии ответственного и объективного отношения со стороны муниципалитетов, со стороны общественности, со стороны спонсоров, со стороны бюджета субъекта федерации возможны эффективная реализация этого проекта, с существенным результатом для системы образования, для тех, кто сегодня пользуется результатами работы этой системы.

Выступление заместителя губернатора Тюменской области

Натальи Шевчик:

- Тема, обсуждаемая сегодня, действительно очень важна; и политическая составляющая, и организационная составляющая, и финансовая составляющая этого вопроса. Сегодня и правительство Тюменской области, и муниципалитеты достаточно организованно проводят работу по реализации национального проекта «Образование». И все, что необходимо, делается в соответствии с отведенными графиками, утвержденными на федеральном уровне и с графиками, утвержденными на уровне субъекта федерации и муниципалитета. У нас приняты все необходимые документы, и заключено соглашение с министерством образования. Но я остановлюсь на системе работы наших общественных советов, поскольку эта система позволяет нам весьма эффективно видеть, и мониторить ситуацию на всей территории Тюменской области, а также принимать все необходимые управленческие решения, которые требуются в соответствии с ситуацией.

В рамках решения советов при полномочном представителе Президента РФ в УрФО у нас была создана сквозная система управления, включая планирование организации работы на уровне муниципальных образований. И сегодня в области выстроена фактически система общественных советов. Она контролируется и координируется на уровне совета при губернаторе Тюменской области. Перед вами слайд, который показывает что это фактически вертикальная интегрированная система, поскольку программа, которую мы реализуем сегодня – это общая областная программа, и приложением к этой программе являются, в том числе, и мероприятия в разрезе муниципальных образований. Предложенная нами структура советов позволяет сегодня на уровне главного совета (областного совета при губернаторе) координировать и направлять деятельность, в т.ч. и советов муниципальных образований. Я бы хотела сказать, что одним из важных элементов работы совета является установление обратной связи с населением и с общественностью. Возвращаясь к первому слайду, если вы видели там, что у нас создана система общественных приемных при губернаторе в каждом муниципальном образовании по реализации всех нац. проектов, в т.ч. и проекта «Образование», мы мониторим обращаемость граждан, и анализ этой обращаемости точно так же рассматривается на заседаниях нашего общественного совета.

Следует сказать, что есть обращения и в совет при губернаторе, поскольку вот через эти общественные приемные поступают обращения и туда. В рамках проекта «Образование» поступает очень много предложений и от учительской общественности, и от населения. В большей степени предложения связаны с воспитательной работой с учащимися и с внеурочной деятельностью. Очень интересные предложения поступают в рамках информатизации образования, потому что новое качество образования может дать прорыв в информационное пространство и осуществить доступность информационных технологий для каждого учителя и ученика. Если уж говорить о замечаниях, то мне кажется, что с точки зрения федерального центра, думается, этот вопрос нужно более глобально осмыслить. И чтобы действительно сделать прорыв, о котором мы сегодня говорим (о другом качестве образования), то, наверное, в этом смысле нам в большей степени должны помочь именно эти технологии. Поддерживая опыт челябинцев, когда они говорят о создании межшкольных центров по информатизации, мне кажется, что такой путь наиболее эффективен, и здесь нам не справится без серьезного софинансирования со стороны федерального центра. Такие предложения поступают от нашего населения и от педагогической общественности в рамках как раз национального проекта «Образование».

Нам представляется очень интересной еще одна форма в рамках нашего общественного совета – это форма дежурной службы («горячая линия» по национальным проектам, которая работает с 1 декабря). За это время в службу поступило большое количество обращений.

Обсуждение всех обращений граждан и работа с этими обращениями, работа с обращениями всех педагогических коллективов, которые поступают в рамках деятельности нашего общественного совета, ведется через глав муниципальных образований и через советы муниципальных образований. Хочу сказать, что в состав совета при губернаторе входят представители педагогической общественности, представители в целом общественных организаций и входят все главы муниципальных образований. Например, очередное заседание нашего совета как раз было посвящено работе муниципалитетов, в частности и по организации доплат за классное руководство и в частности критериев оценки деятельности сегодня классных руководителей, т.к. население ожидает, что с введением таких выплат улучшится работа по воспитанию школьников. В этом плане общественный совет в течение февраля и марта уделяет внимание, прежде всего, этим вопросам.

Хотела бы сказать, что на контроле общественного совета при губернаторе по национальному проекту «Образование» находятся сетевые графики. Уже сегодня мы не укладываемся в рамки плановых мероприятий, хотя на совете 3 марта мы рассмотрели пилотный проект конкурсного отбора лучших школ и учителей, но т.к. до сих пор нет приказа Министерства, мы не можем до конца отработать всю эту схему, хотя предварительно она обсуждена со всеми главами муниципальных образований на совете и с педагогической, образовательной общественность. Мы отработали уже схему этого отбора. Она будет вестись и на муниципальном уровне, и на субъектном уровне. Но ждем поступления документов, потому что принципиально подготовительная работа проведена, и на общественном совете уже обсуждали несколько инновационных школ, которые готовы участвовать в этом федеральном конкурсе, выступали со своими программами. Презентация этих программ была на совете 3 марта.

Сейчас на контроле до 31 мая все сетевые графики, и на очередном совете будет заслушиваться контроль по реализации этих сетевых графиков. Хотела бы сказать, что решение совета по вопросам реализации национального проекта фактически принимается многоаспектно. Это уровень власти субъекта. На слайде продемонстрировано, что было принято на совете 3 марта в адрес исполнительного органа департамента образования и науки Тюменской области. Также были даны главам муниципальных образований рекомендации, что должно быть в поле деятельности советов общественных муниципальных образований, какие вопросы находятся на контроле нашего областного совета. Также были даны рекомендации и предложения руководителям муниципальных органов управления образования, какую подготовительную работу они сейчас должны проводить в рамках выплаты за классное руководство, для подготовки к конкурсному отбору учителей и инновационных школ. Обязательно в поле деятельности присутствует организация приемов граждан по вопросам реализации национального проекта на всех уровнях власти на всех уровнях Тюменской области.

Контроль исполнения решений совета проводится на заседаниях совета ежемесячно (подводятся итоги по реализации работы и решений, стоящих на контроле совета при полномочном представителе и нашего общественного совета). Хотелось бы сказать, что сегодня разработаны критерии конкурсного отбора, определены гражданские институты, именно на совете, для осуществления экспертной оценки образовательных учреждений и учителей, участвующих в конкурсном отборе. Утвержден состав областной комиссии по отбору образовательных учреждений. Фактически, этап реализации в соответствии с сетевым графиком национального проекта, находится в работе общественного совета и на контроле у общественного совета.

Завершая свое выступление, хотела бы сказать, что сегодня и на уровне Уральского федерального округа есть хороший обмен информацией, стилем, методами, формами работы. Такое взаимное общение позволяет обогащаться, продвигаться дальше и использовать опыт коллег. Хотелось бы пожелать, чтобы те замечания, которые сегодня уже были высказаны, Министерством образования выполнялись в сроки, потому что все, что связано с уровнем субъекта федерации и муниципальными образованиями в Тюменской области реализуется в соответствии с сетевыми графиками и находится на контроле. В данный момент у нас проводится проверка от Уральского федерального округа, они работают в наших муниципальных образованиях уже вторую неделю, начнут в понедельник вновь работать. Проверяют как раз реализацию нац. проекта, смотрят программы муниципальных образований, смотрят, как работают муниципалитеты, образовательные учреждения. Я думаю, такая работа и в дальнейшем позволит нам вполне качественно реализовывать те проекты, которые сегодня являются национальными.

Вопрос Фурсенко А.А. к Шевчик Н.А.:

- Есть ли проблемы в доведении до вашего сведения изменений в сетевых федеральных графиках, есть ли некоторые вопросы по скорости подготовки.

- Больше вопрос стоит о нормативных документах, которые необходимо издать на уровне Министерства и постановлений на уровне правительства, которые необходимы для полномасштабной реализации всего проекта по тем направлениям, которые есть. Здесь вопрос даже не в сетевых графиках, а в своевременности действий, которые должны быть синхронизированы и на уровне Федерации и на уровне субъектов Федерации, тогда не будет возникать сложностей. На сегодня это главный вопрос.

- Понял. Принято. Мы это сделаем, но хочу встречно сказать. Есть один важный документ, связанный с увеличением объема финансирования выплат за классное руководство. Встречная просьба ко всем коллегам: своевременное предоставление всей отчетной документации, т.к. существует обратная связь. Любые принимаемые нами решения, мы должны принимать на основании вашей информации по тому, какие произведены выплаты и сколько денег не хватает. Те же проблемы касаются информатизации. Мы сейчас завершаем подготовку к выпуску документов по информатизации. Наша такая перекрестная проверка состояния информатизации, которую провели, с одной стороны наши органы, а с другой, служба по надзору РосСвязьНадзор, показала, что есть существенные разногласия в информации по обеспеченности компьютерной техникой и подключением к Интернету, которые предоставляют эти два вида органов. Когда обе информации поступают в правительство, то начинается некоторое торможение в принятии документов, т.к. от нас требуют точно прояснить, какие документы являются более правильными, где у нас есть разногласия. Поэтому принимая полностью ваше замечание, я хотел бы просить, чтобы мы оперативно обменивались информацией. Что касается изменения доведения постановлений правительства, действительно эти постановления находятся на выходе.

-Я поняла вашу просьбу. Все заявки направлены к вам, все расчеты представлены по финансам, по доплатам за классное руководство. Что касается информации, связанной с информатизацией образования, с подключением к Интернету, то постановлением правительства я назначена координатором по проекту «Образование», и ни один документ не уходит ни в один федеральный орган любой отраслевой направленности без мой подписи. Поэтому надеюсь на то, что наша информация поступает одинаково, что в ваше Министерство, что в другое.

Выступление заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александра Мещерина:

- Я хочу проинформировать, что в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется напряженная работа по развитию системы образования, социальной поддержке работников образования. В целом, в 2006 году произошло увеличение финансирования отрасли образования, по сравнению с 2005 годом на 41%. С первого января 2006 года ставка первого разряда и ЕТС установлена в сумме 1100 руб. Кроме этого, всем работникам системы образования осуществляются меры социальной поддержки в размере от 2 до 3 тыс. руб. ежемесячно. В бюджете автономного округа запланированные финансовые средства на премирование работников образования всего более 400 млн. руб. Речь не идет о надтарифном фонде, он заложен, само собой, но регулируется уже непосредственно самими образовательными учреждениями. Хочу сказать, что осуществляется доплата из средств округа работникам образовательных учреждений, имеющих почетные звания Российской Федерации и звания заслуженных работников Российской Федерации, ученую степень кандидата или доктора наук. Например, доктор наук у нас получает за счет средств округа 6 ставок первого разряда ЕТС, кандидат – 5 ставок, заслуженный работник – 5 ставок, другие государственные награды – 3 ставки.

В настоящее время в Думе находится проект закона, который поддерживает молодых специалистов, которые пребывают на работу в регион, потому что сегодня учительство значительно взрослеет, и поэтому мы обращаем достаточно большое внимание этому вопросу. В этом направлении мы повышаем с самого начала работы на один разряд ЕТС заработную плату и единовременное пособие в размере 8 должностных окладов. Еще одна особенность по поддержке учителей – это при достижении пенсионного возраста и выхода на пенсию для педагогов, которые отработали 10 лет и более, устанавливается вознаграждение в размере 10 должностных окладов.

Перейдем к вопросу о классном руководстве. Хочу проинформировать, что доплаты за классное руководство осуществляются за счет двух компонентов: за счет федерального и регионального. С 1 января 2006 года, если Ямал осуществляет доплаты за счет собственных средств четырем тыс. учителей, то за счет средств Федерации на 815 учителей меньше, об этом говорилось ранее, не вошли школы-интернаты, вечерние школы и т.д.

Здесь хотелось бы обратиться к Министерству образования. Мы, конечно, этот дисбаланс должны выправить любой ценой, потому что сегодня в отрасли нужна стабильность, никакого непонимания здесь не должно быть. И мы обращаемся с просьбой еще раз посмотреть, возможно ли включить школы-интернаты и другие учебные заведения к финансированию за классное руководство.

Но мы с 1 марта, если Федерация не сможет осуществить такие доплаты, берем на себя эту функцию. И получается, что этим 815 учителям за классное руководство мы сами будем выплачивать.

За счет Федерации в этом году будет поощрено 40 лучших учителей по 100 тыс. руб. А за счет средств бюджета в 2006-2007 году 52 учителя в сумме 50 тыс. рублей. Если говорить о молодежи, то на Ямале проводится огромная работа по поддержке талантливой молодежи по очень многим направлениям. Все необходимые условия для этого есть. Примеры поощрений. Выпускники, окончившие школу с золотой медалью, получают премию 5 тыс. руб. Существуют именные стипендии губернатора, глав муниципальных образований, гранты губернатора, гранты мэров, поощрительные грамоты государственной думы автономного округа, различного рода выплаты. Хотелось бы остановиться на направлении образовательных субсидий. Мы поддерживаем талантливую молодежь, и эта система работает уже в течение нескольких лет. Мы выдаем образовательные субсидии (верхняя планка 40 тыс. руб. в год) для поступления в высшие учебные заведения. И разработана целая система критериев, когда молодые люди возвращают полностью или частично финансовые средства, или вообще не возвращают; где в конечном итоге только успеваемость является главным критерием.

Еще раз основные вопросы. Посмотрите еще раз школы-интернаты. Для нас это очень болезненный вопрос. Если можно, помогите, пожалуйста.

Ответ Фурсенко А.А.:

- Первое, у вас особая ситуация. Мы оценивали в целом по стране. Количество классных руководителей, которые не вошли в состав тех, кому положено вознаграждение, составляет примерно 5% от общей численности классных руководителей. Мы оценивали в разных регионах. По округу 7%, у вас 20%. У вас уникальная ситуация, но, надо сказать, что в Ямало-Ненецком округе и другая ситуация уникальна. По сравнению с большинством других регионов, у вас, к счастью, внутренние возможности побольше. Мы сейчас рассматриваем этот вопрос. На совещании мы объясняли, почему такая ситуация произошла. Она произошла из-за того, что в законе о бюджете написано об общеобразовательных школах. В эти общеобразовательные школы интернаты, коррекционные, вечерние школы не входят. Сегодня мы готовим предложение, поправку к этому закону, потому что федеральный бюджет – это закон. Если эта поправка будет принята, то, по крайней мере, с 1 сентября, будет соответствующее увеличение, и эти деньги в регионы пойдут. Кроме этого, мы считаем, что есть еще два момента. Которые надо учитывать. Во-первых, помимо того, что пришли деньги в регионы напрямую на выплату классным руководителям, косвенным образом, определенные деньги в регионы тоже пришли. В каждой из этих тысячи рублей на полный комплектный класс пришло 13% подоходного налога. Эти 13% остаются в регионе. Я думаю, учитывая то, что возрастает налогооблагаемая база, мы призываем регионы использовать это возрастание для того, чтобы закрыть те проблемы, которые возникли в ходе реализации национального проекта. Если, в среднем, количество неохваченных руководителей где-то 5-7%, то этих денег, в общем, хватает. При этом я еще раз повторяю, что мы считаем важным, чтобы вошли не попавшие школы. Мы работаем в двух направлениях. С одной стороны, мы считаем, что надо менять законодательство по образованию и уточнять понятие образовательного учреждения с тем, чтобы в следующий раз в закон попадали определения, которые бы охватывали все учреждения, которые дают общее образование. А с другой стороны, мы призываем регионы к тому, что в тех случаях, когда не хотят как-то отличиться и назвать обычные образовательные школы каким-то специальным именем, а такие случаи у нас тоже есть. Чтобы они, придумывая имена, одновременно писали: «Общеобразовательная школа такая-то». А в скобках можно написать что угодно. В этом плане мы очень многие проблемы сами себе упростим. Хочу повторить, что считаю постановку абсолютно правильной. Те учителя, которые ведут классы, классную работу, должны получать это вознаграждение. Благодарен вашему округу за то, что вы, не дожидаясь решения федерального, за свой счет собираетесь эту проблему закрыть.

Выступление заместителя губернатора Курганской области

Леонида Пономарева:

- Организационные вопросы, которые для выполнения национального проекта по образованию, были приняты. Что касается проведения информационно-разъяснительной работы в муниципальных образованиях, сейчас уже идет выдвижение претендентов на участие в конкурсе общеобразовательных учреждений и учителей. На сегодня выдвинулось уже 182 учителя при квоте 80 человек, 67 школ при квоте 24. Хотя еще есть время, чтобы принимать решения и выдвигаться. Я думаю, что их будет намного больше. Это как раз говорит о том, что информационная работа на уровне школ проведена.

Особенностью Курганской области является то, что сегодня у нас на селе проживает в области почти 46% населения. 86% образовательных учреждений находятся в сельской местности. Поэтому обеспечение доступности качественного образования детей и села, сегодня является приоритетным в деятельности органов исполнительной власти Курганской области.

Я хочу привести три направления, которые сегодня нашли очень серьезную поддержку и понимание в первую очередь на селе в Курганской области. Первое, это организация гарантированного подвоза школьников из малых населенных пунктов к месту учебы. В 2002 году в области была принята программа «Школьный автобус». Только за 2005 год на софинансирование и областного бюджета, и муниципальных образований было приобретено 198 автобусов. Мы считаем, что сейчас софинансирование муниципальное, софинансирование областное и софинансирование по национальному проекту из федерального бюджета в течение 2006 и 2007 года, мы эту проблему для Курганской области закроем.

В связи с тем, что сейчас появились новые государственные стандарты к школьным автобусам, стоимость школьного автобуса в Курганской области, когда появилась президентская программа, с 420 тыс. в течение трех месяцев выросла до 650 тыс. Исходя из этого, мы вынуждены вносить определенные коррективы. Хотя ряд стандартов, которые мы сегодня посмотрели, являются сомнительными.

Следующая проблема, которая сегодня требует решения (в первую очередь на селе) – это организация обучения на современной учебно-материальной базе. Те меры, которые мы принимали за последние годы, не удалось нам решить. И сегодня анализ показывает, что укомплектованность сельских школ учебным и наглядным оборудованием составляет менее 40%. В этих условиях мы приняли решение обеспечить, прежде всего, полное оснащение базовых школ (это те школы, которые на уровне округов будут являться ресурсными центрами). В какой-то степени совместное финансирование из федерального бюджета, из областного бюджета, муниципального бюджета тоже в национальном проекте, в общем-то, находит понимание.

И третья проблема, которая сегодня стоит на селе – это проблема кадрового обеспечения. Идет старение педагогических кадров, все больше привлекается учителей не специалистов. Можно сказать, что 80 сельских школ имеют прочерки сегодня, что касается иностранного языка. На основании этого было принято постановление правительства по обеспечению этих населенных пунктов кадрами-выпускниками, которые сегодня окончат учебные педагогические заведения.

Сегодня мы официально выделяем в размере 50 тыс. из областного бюджета, это подъемные педагогам, которые сегодня поедут в эти школы. И кроме этого муниципалитеты приняли решение обеспечить молодых специалистов жильем.

Что касается постановочных вопросов. Я действительно поддерживаю, что сегодня надо решать проблему классных руководителей, которые работают в школах-интернатах, в коррекционных школах, в вечерних школах. Потому что это не совсем обычные школы, они требуют определенного решения и подхода для того, чтобы этой категории тоже выплачивать дополнительную тысячу рублей, о которой мы ведем разговор. А все остальные проблемы в какой-то степени уже названы. Мы поддерживаем эти проблемы, их сегодня надо решать.

Ответ Фурсенко А.А.:

-Я хотел подчеркнуть еще одну вещь. Прозвучало, что идет очень активное выдвижение претендентов на звание и на грант лучшему учителю и на грант лучшей школе. И те вопросы, которые зачастую звучат (это вопросы о том, что заранее все решено, что практически уже определены лучшие школы и учителя) могут быть опровергнуты только одним способом. Это максимально широким выдвижением, большим конкурсом и полной гласностью процедуры. Поэтому я хочу поддержать инициативы, по которым идет достаточно активное обсуждение выдвижения людей. Единственное, что важно соблюсти один момент. Если так много людей выдвинуто, это означает, что выиграют, получат гранты гораздо меньше, чем не получат их. Важно создать условия, при которых бы те, кто не выиграли, не чувствовали себя ущемленными. Основания для этого есть. Во-первых, как я понял, во многих регионах округа существуют премии, которые выделяют губернаторы, премии муниципальные. То есть существует такая система, и очень важно, чтобы отбор лучших велся в рамках этой единой системы. Например, человек, который немножко не дотянул до премии президента, имеет право на премию, так скажем, следующего уровня. Имею в виду то, что он все равно отмечен. И вторая вещь. Мы помним, что будут аналогичные конкурсы в следующем году. Это означает, что тот, кто выдвинулся в этом году и тот, кто не добрал какое-то количество баллов (а в наших документах мы подчеркиваем, что победители могут быть не чаще, чем раз в пять лет); победители должны понимать, что он будет претендовать на эту работу, если он показывает хорошие результаты, то он соответствующую премию получит. Надо, чтоб критерии были понятны, с критериями все ознакомлены. Мы их неформально одобрили. Они меняться не будут. И очень важно, чтобы процедура была такова, чтобы все поняли, что сильнейший каждый раз побеждает.

Выступление министра общего и профессионального образования Свердловской области Валерия Нестерова:

- Во-первых, я хотел бы подчеркнуть, что в Свердловской области не обсуждаем проблему – мало-много, хорошо-плохо и т.д. Это действительно знаковая ситуация в образовании, когда достаточно конкретные направления обеспечены достаточно конкретным финансированием. В том числе, это позволяет нам реализовать ее усилием областного бюджета. Мы в Свердловской области все необходимые действия по реализации национального проекта в области образования по направлениям осуществили. В том числе осуществили все необходимые действия по созданию нормативных документов, и принятие документов на уровне субъекта федерации, и подписание соответствующих документов с федеральными органами.

Первый этап мы вполне успешно осуществили и выплатили все необходимые средства для поощрения классных руководителей. Проблемы здесь те же, что и в других территориях. Мы произвели просчет всех тех категорий педагогов, классных руководителей, которые не попали в эти списки. У нас это примерно 22 млн. руб. стоимость в целом годовая. Сейчас правительство области рассматривает вопрос об источнике возможности выплаты этих поощрений для тех, кто работает в вечерних, коррекционных школах, школах-интернатах и т.д. Я полагаю так, что первую науку мы прошли в этом вопросе. Дальше процесс пойдет так, как ему положено идти с соответствующими отчетами. Мы своевременно отправили отчет в федеральное агентство по этим вопросам.

По проблемам конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, я хочу сказать, что мы провели необходимую работу и информационную, и организационную; создали соответствующие структуры, рабочую группу на уровне субъекта Федерации, советы и т.д. И эту информацию с декабря в территории на совещаниях руководители через областную газету «Учитель», на сайте министерства, мы ее доводим до образовательных учреждений. Надо сказать, что процесс пошел: с 15 февраля мы принимаем документы образовательных учреждений. На вчерашний день документов поступило 10. По информации, которую мы имеем от муниципальных управлений образования, будут участвовать до 90 образовательных учреждений. Хотя мы имеем квоту в 72.

Действительно, очень важный вопрос для нас. Он и организационно важен, сложен, скажем так. И главное, что здесь действительно надо обеспечить гласность и прозрачность процесса. Мы пошли по пути предложения с нашей стороны имеющимся у нас общественным организациям, объединениям и т.д., которые каким-то образом зарекомендовали себя в области, имеют авторитет. Речь идет о Совете ректоров, Совете директоров среднего профессионального образования, о нашем Профсоюзе, о других организациях, которые в области есть. Мы направили им предложение стать участниками и общественными экспертами по этим вопросам. На сегодняшний день от большинства таких организаций получены согласия с предложением конкретных специалистов, людей достойных, которые будут осуществлять все вещи, связанные с экспертной деятельностью. Мы же берем на себя обязанность освещать во всех средствах массовой информации этот процесс.

Я полагаю, что мы с этой задачей справимся в установленные сроки. И я хотел бы попросить об одном, чтобы не очень сильно отличались те документы, которые мы получили в проектах, от тех, которые будут в приказах, потому что процесс запущен. И не хотелось бы, чтобы нам нужно было отрабатывать что-то назад.

Ответ Фурсенко А.А.:

-Я могу сказать, максимум, что может быть в отличии, это стилистическая правка, которая ни коим образом не сказывается на сути. Мы договорились во время совещаний, что мы руководствуемся этими документами, и мы эти обязательства со своей стороны однозначно сдержим.

Вопрос ректора Уральского госуниверситета Третьякова В.Е.к Фурсенко А.А.:

-Я опять скажу что-то перпендикулярное, но у меня вопрос. Какой процент ВУЗов-победителей может быть?

- Мы сейчас завершаем подготовительные работы, я подписал соответствующий приказ, он ушел в Минюст. Я думаю, что в понедельник-вторник Минюст утвердит этот приказ. И мы сразу же разошлем его по всем регионам. Мы планируем объявить конкурс на два года. Это означает, что на два года будет выделено в общей сложности 10 млрд. руб. Эти деньги будут выделены из того расчета, что будет установлена минимальная граница запрашиваемых средств. Мы сейчас определяем эту сумму. Я думаю, что она будет около 300-400 млн. руб. на 2 года, чтобы мы не мельчили запрашиваемые суммы и чтобы за эти средства ВУЗы несли определенную ответственность. Максимальная сумма, по нашим оценкам, может быть 1 млрд. на два года. Если наши оценки будут верны, то в победителях по первому конкурсу будет (с начала 2007 будет объявлен новый конкурс) 20-25 ВУЗов. Это будет зависеть от того, кто окажется победителем, и какие суммы они заявят. Будет выставлено жесткое требование, что не менее 20% средств должно быть привлечено из внебюджетных или региональных источников, но не из федерального бюджета. Этот процесс будет полностью изложен в документах, которые в течение недели будут опубликованы. Но думаю, что проценты, которые я назвал, более менее правильные.

- А негосударственные ВУЗы тоже могут участвовать?

- Участвовать могут все. Другой вопрос, могут ли они получить деньги.

- Вузовская общественность очень обеспокоена продолжающимся сокращением бюджетных мест в ВУЗах. Обоснований мы не знаем. И второе, попыткой, чтобы внебюджетные деньги, зарабатываемые за образовательно-научные услуги, как аренду, распоряжалось государство. На наш взгляд это вопросы системные. Они очень подорвут государственную систему образования.

- Мы всегда с вами обсуждаем всю проблему в целом и даже немножко выходим за рамки образования. Это точно не имеет прямого отношения к национальным проектам. Коротко я отвечу. Решения не приняты. Вопрос по поводу расходования внебюджетных средств обсуждается в рамках изменения бюджетного кодекса, и никаких даже предварительных решений еще не принято, хотя вы мою точку зрения знаете. Знаете, что я считаю, что надо упорядочивать систему расходования средств государственными учреждениями, что государственное учреждение должно быть немножко по-другому организовано, чем, например, автономное учреждение. Нельзя быть и тем, и другим одновременно. Это первый вопрос. Что касается сокращения бюджетных ставок, то я могу сказать, что у нас есть подробные цифры. Не хотелось бы очень подробно об этом говорить, потому что этот вопрос не имеет отношения к национальным проектам. Мы подготовим достаточно полную информацию, поместим ее на наш сайт. Мы проанализировали проблемы демографические. У нас идет спад количества выпускников 11-х классов к 2008 году на 15 с лишним процентов. У нас полностью исчерпан отложенный спрос на профессии, на получение высшего образования тех людей, которые в 90-е годы не смогли получить высшее образование. То есть те люди, которые шли получать высшее образование в последние годы, получили это образование. Это вторая проблема. И, наконец, третья. У нас абсолютно деформирована подготовка специалистов по разным специальностям. Подготовка специалистов по экономическим специальностям за последние 10 лет возросла в 6 раз. То же самое относится к гуманитарным специальностям, а точнее к юриспруденции. По-моему, в 7 раз возросла. Такое количество юристов и экономистов нашей экономике не нужно. И если человек хочет стать юристом или экономистом, то он может это сделать за свой счет. Я могу сказать, что, по нашему анализу, люди, которые заканчивают юридические факультеты, могут найти себе места по специальности, где-то примерно от четверти до трети. То же самое сегодня касается экономистов. Кроме этого, вы знаете качество подготовки в значительном количестве наших высших учебных заведений и тех, и других. И поэтому, мы считаем, вправе за счет государственных, за счет ставок, которые поддерживаются бюджетом регулировать подготовку специалистов. По востребованным специальностям не сокращено ни одной ставки. Более того, по ряду направлений количество бюджетных мест увеличено.

Государство вправе и обязано регулировать подготовку специалистов за счет бюджета. При этом я хочу подчеркнуть, что средства бюджета, которые выделяются на подготовку специалистов, постоянно растут. Сокращение бюджетных ставок означает, что наполняемость каждого бюджетного места резко увеличивается.

Ответ Латышева П. М.:

- Я бы хотел тоже в дополнение сказать о том, что нам необходимо более внимательно отнестись к формированию внебюджетных фондов в ВУЗах и средств, и их расходование. Есть несколько обращений из ВУЗов по поводу того, что руководители ВУЗов получают в месяц 250-300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. В то же самое время на кафедрах преподаватели, заведующие кафедрами получают на порядок меньше. В письмах приводится 4,5 тыс. руб., 8 тыс. руб. Заместители руководителей ВУЗов 108, 190, 200 тыс. руб.

Есть ряд вопросов, которые неизбежно должны стать прозрачными, понятными всем. Поэтому не надо рассматривать внимание со стороны государства к этим вопросам, как некое посягательство на самостоятельность ВУЗов в этой части. Просто все должно быть прозрачно и понятно людям. Все должно быть в рамках права. И мы не должны компрометировать те возможности, которые государство предоставило ВУЗам и нашим студентам в этом плане. Есть вопросы, они действительно требуют внимания. И не идет речь о том, что мы должны все инициативы обрубить, лишить возможности ВУЗов самим решать свои вопросы. Но во всем нужно чувство меры, должна быть ответственность.

Выступление директора департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Лидии Пауковой:

- Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – включился в реализацию направлений, обозначенных Президентом Российской Федерации. Правительством и педагогической общественностью округа одобрены программы национальных проектов. В связи с этим разработано около 20 проектов нормативно-правовых актов, определяющими из которых стали закон ХМАО о программе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в округе.

В данном законе определены источники финансирования. Источниками являются Российская Федерация, бюджет субъекта Федерации, муниципальных образований и бизнеса. Если говорить в общем, то консолидированный бюджет составляет 2 млрд. 200 тыс. рублей. При этом около 600 млн. руб. дополнительно выделено из средств субъекта Федерации на национальные программы.

Андрей Александрович говорил о поэтапном определении образовательных учреждений. Я хочу остановиться только на некоторых фактах. У нас складывается система грантов: гранты президента (31 грант, которые выделены по квоте субъекту Федерации); 55 учреждений – гранты губернатора ХМАО; 100 школ – поощрение через систему грантов и премий, утвержденных главами муниципальных образований.

Мы планируем, что в этом году, немного, наверное, захватим следующий год, завершится подключение к сети Интернет всех образовательных учреждений, а также методическое сопровождение через межшкольные центры и методическая библиотека: мы должны все библиотеки оснастить методическими работами лучших педагогов, то есть получается так, что, стимулируя лучших, развивая каждого. Точно так же у нас должно пройти и поощрение учителей, студентов и учащихся. При этом у нас принято постановление правительства о вознаграждении за выполнение функции классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального образования. По данному постановлению получателями являются классные руководители общеобразовательных учреждений, включая коррекционные школы, школы-интернаты и школы-детские сады; педагоги дополнительного образования, включая учреждения культуры, спорта и образования, работающие в группах с наполняемостью не менее 12 детей; кураторы групп учреждений начального профессионального образования. Выплаты осуществляются в полном объеме. Принято принципиальное решение об оплате за классное руководство педагогам, работающим в вечерних школах. Разработали также положение об экспертных советах, о гражданских институтах. На сегодняшний день они вступают в действие. Разработан сетевой график, который, как и в других субъектах постоянно корректируется в связи с появлением новых документов. На сегодняшний день мы разрабатываем новую систему оплаты труда (отраслевую). Планируем это сделать в течение двух этапов. На первом этапе мы включаем общеобразовательные школы до 1 января 2007 года. На втором этапе планируем взять детские дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования. То же самое – нормативная система оплаты труда.

С 1 ноября 2006 года педагогическим работникам учреждений профессионального образования в ХМАО будет установлена ежемесячная доплата за ученую степень. Доктор наук – 7 тыс. руб., кандидат наук – 4 тыс. руб. С 1 марта мы начали эксперимент, который продлится до 30 июня по увеличению на 10% стимулирующего фонда оплаты труда пед. работников образовательных учреждений за качество работы с привлечением к оценке качества общественных организаций.

Можно, конечно, сегодня говорить многое, уже многое сказали наши субъекты Федерации. Мы, практически, идем тем же путем. Но мне бы хотелось заострить внимание по некоторым проблемам. У нас появилась нормативно-правовая база по отбору образовательных учреждений РФ. На уровне РФ чтобы были определены квоты на поставку оборудования школьного и школьных автобусов, чего мы, конечно, ждем. И, в соответствии с федеральным сетевым графиком, финансирование победителей конкурсов образовательных учреждений предусмотрено с 1 июня по 31 октября 2006 года.

ХМАО относится к труднодоступным территориям, если в это время только придет финансирование, то у нас есть такое опасение, что мы до конца года не сможем использовать все средства, которые наши школы получат законно, получив тот или иной приз или то или иное поощрение, т.к. транспортная связь у нас довольно сложная и, практически, по воде это можно будет осуществить только до 20 сентября. В связи с чем мы думаем, что у нас могут быть трудности. К тому же вышел новый закон о проведении тендеров, и как раз финансирование ложится на летний период. В связи с чем тоже могут быть определенные проблемы.

Поэтому мы просили бы вас установить более жесткие сроки, чтобы до 15 мая мы представили вам заявки и программы наших инновационных школ. И до 1 июня чтобы был сформирован приказ министерства образования с тем, чтобы нам в территории труднодоступные хотя бы в первой декаде июня месяца пошло уже финансирование. Иначе, я думаю, у нас могут возникнуть проблемы.

У нас есть предложение по инновационным вузам. Может быть можно определить квоту, или статус для ВУЗов, которые только начали работать и дать им возможность участвовать в этих программах. Потому что нам бы тоже хотелось принять участие. Вы говорили о том, что, может быть, субъекты Федерации будут финансировать. У нас тоже есть до 10 млн. на науку, на высшие школы, но хотелось бы принять участие и в федеральных программах.

У нас работают общественные советы. Когда мы начинали работать по этим программам, у нас было много вопросов. Но на сегодняшний день вопросов становится меньше, потому что идет большая информированность населения. Все, что нужно сделать со стороны ХМАО, мы свои обязательства выполним.

Ответ Фурсенко А.А.:

- Одно замечание по поводу конкурса по ВУЗам. Либо нужно руководствоваться общими принципами (они могут быть только одни – лучшие результаты). Одними нац. проектами поддержка образования не исчерпывается. Как была, так и остается федеральная программа развития образования. Как были, так и остаются конкурсы на научные работе, в которых участвуют все ВУЗы. Как были, так и остаются все проекты, которые идут на федеральном и региональном уровне. Но сегодня крайне важно, что в том конкурсе, о котором мы говорим сейчас (на инновационные ВУЗы), мы отработали критерии и показали, какие должны быть результаты работы каждого из ВУЗов без скидки на его географическое положение и возраст для того, чтобы он был поддержан. Потому что мы находимся в самом начале пути. Если мы сегодня сумеем отработать эти критерии, если мы покажем, какие программы поощряются, если мы покажем, что в ответ на это поощрение ВУЗы демонстрируют те результаты, которые от них ждут, то это есть основание обратиться к руководству страны. И к исполнительной, и к законодательной власти с просьбой существенно расширить поддержку образования, науки. Потому что в ответ на результативность мы можем ставить вопрос об увеличении финансирования. Поэтому в данной ситуации мы решаем вопрос определения лучших образцов высшего образования, которые позволяют рассчитывать на поддержку, с одной стороны, государства. С другой стороны, обеспечивают развитие и образования, и экономики государства. Поэтому, моя позиция заключается в том, чтобы среди победителей были ВУЗы, представляющие все регионы. Потому что именно это обеспечит нормальную работу рынков труда всей страны. И, конечно, одни из критериев отбора ВУЗов будет соответствие работы этого ВУЗа требованиям регионального рынка труда. Не надо готовить специалистов для Ханты-Мансийска в Москве или Питере. Оптимально, чтобы этот человек, живущий в Ханты-Мансийске, мог поступить в очень хороший ВУЗ в том же городе. И после этого ВУЗа найти себе работу в этом же регионе. В этом все заинтересованы. Но при этом надо, чтобы это был действительно очень хороший ВУЗ, и чтобы после этого этот специалист был востребован. Если мы все это соблюдем, тогда у вас не будет проблем с победой в этом конкурсе. Давайте, мы поможем обеспечить участие. Участвовать вы должны в любом случае. Это очень важно. А вот что касается закупок, то федеральное агентство по образованию планирует обеспечить проведение конкурсных процедур для реализации мероприятия по централизованным закупкам автобусов и оборудования во втором квартале еще до выделения средств федерального бюджета. Потому что там была ситуация, что на автобусы и дополнительные средства на закупку оборудования могут быть выделены только во втором полугодии. Из-за того, что там был определен источник этих денег. Но мы вышли с предложением в президентский совет по национальным проектам с тем, чтобы конкурсные процедуры провести до выделения этих средств. С тем, чтобы в тот момент, когда эти средства поступят, сразу же могла быть проведена закупка. И чтобы это оборудование, эти автобусы могли быть доставлены в соответствующие регионы. Поэтому работа соответствующая ведется, и я попрошу специально еще раз агентство все необходимые разъяснения разослать по всем регионам, в т.ч. и по регионам Уральского округа.

- Я имела в виду гранты общеобразовательным школам.

- Я попрошу И.И.Калину дать справку по данному вопросу. Калина – это директор департамента государственной политики в области образования.

Калина И.И.:

- Дело в том, что реально от Минюста мы получим приказ где-то 12-13 марта. И все субъекты РФ загонять в менее, чем трехмесячный срок по всем процедурам отбора инновационных учреждений нет смысла. Это было бы нечестно. Мы ставим в приказе срок: не позднее 15 июня субъект федерации должен сдать министерству списки для подписания приказа министра. На вопрос Ханты-Мансийска можно было бы дать ответ: если вы согласитесь не одним приказом утверждать, то те субъекты, которые смогут провести все процедуры досрочно и сдать к 15 июня-мая, то тогда вы смогли бы подписать отдельный приказ по таким субъектам и агентство смогло бы их профинансировать.

Фурсенко А.А:

- Я готов подписывать приказы по мере их поступления, по мере поступления предложений. Единственное, что абсолютно ясно, что скорость не должна идти в ущерб качеству. Более того, я хочу сказать, что все те субъекты, которые проведут в достаточно большом темпе эти процедуры; они должны быть готовы к тому, что внимание к тому, как проведены процедуры, насколько соблюдены все требования, насколько объективные оценки были даны, внимание к этим вопросам будет повышенное. Я никого не хочу пугать, но мы с вами вместе должны отдавать себе в этом отчет. Что касается выпуска соответствующего документа не цельного, а по частям, я считаю, что это абсолютно нормальная процедура, и я готов подписывать соответствующие приказы для реализации их агентством по мере поступления предложений из регионов.

В связи с тем, что все регионы выступили, и я комментировал практически все выступления, то я не буду делать длинного заключения. Хотел бы поблагодарить всех участников. Мы зафиксировали все, что было сказано. Более того, я просил бы разрешения у участников обработать стенограмму нашего совещания и, может быть, опубликовать ее в «Учительской газете», например. Потому что я считаю, что очень многие вопросы, которые были подняты сегодня, заслуживают внимания не только представителей Уральского округа. Далее, по информатизации: на сегодняшний день принято решение осуществлять этот проект в два этапа. Первое – поставить во главу угла подключение всех 100% российских школ к Интернету и те деньги, которые сегодня находятся в этом проекте в первую очередь потратить именно на эту цель. Одновременно мы вышли с предложением в Правительство(мы - это наше министерство и министерство информатизации и связи) с просьбой увеличить объем финансирования с тем, чтобы те школы, которые сегодня еще не имеют полноценных компьютерных классов, могли бы получить поддержку со стороны федерального центра. Одновременно обсуждается вопрос о том, что подключение школ к Интернету и оплата на некоторое время трафика будет обуславливаться софинансированием со стороны регионов именно по поставке компьютерных классов, компьютерного оборудования для того, чтобы было, где использовать Интернет. Я понял, что основные проблемы связанны с выпуском правовых документов. Существуют, к сожалению, определенные бюрократические сложности, но мы их в основном преодолели. Сейчас мы начинаем вместе со всеми регионами работать по подготовке и подписанию таких общих соглашений, в которых были бы проговорены обязательства Министерства и агентства с одной стороны и всех регионов с другой стороны по всему ходу выполнения национального проекта на 2006-2007 годы. Эти соглашения будут носить более общий характер, чем соглашения, связанные с выплатой денег за классное руководство, но мы думаем, что сегодня такое соглашение было бы полезно и я думаю, что большую часть вопросов, которые сегодня задавались, эти соглашения сняли. При этом хочу сказать, что эти соглашения могут дополняться какими-то протоколами в зависимости от того, какие совместные проекты мы будем вести. Например, если в каком-то регионе ВУЗ выигрывает конкурс и получает дополнительное финансирование, то в рамках такого соглашения мы могли бы принять дополнительный протокол по совместной поддержке ВУЗа, который выиграл такую крупную программу. Я уже говорил по поводу включения различных типов школ в оплату за ведение классного руководства. Я думаю, что нам удастся хотя бы частично, хотя бы к новому учебному году этот вопрос согласовать. Это касается и многих других частных вопросов, связанных, например, с сертификацией автобусов. Мы, конечно, должны добиваться уменьшения цены, но при этом мы не можем допустить того, чтобы детей перевозили на автобусах, которые к этому абсолютно не приспособлены. Не надо искусственные требования вводить по сертификации автобусов. Но нельзя допустить, чтобы возили детей на небезопасном транспорте. Например, УАЗики. Вроде, проходимая машина, но абсолютно не приспособленная к перевозке и людей, и тем более детей. Мы обратились с просьбой к заводу и к фирме «Северсталь» рассмотреть возможность улучшения этих параметров, но, насколько я понимаю, на сегодняшний день это им не представляется возможным. Мы дать добро на то, чтобы перевозили детей на неприспособленном транспорте, не можем.

Еще раз хочу пожелать всем участникам успехов в реализации национальных проектов, в том числе и в конкурсах, которые тут называли (в конкурсах на инновационные ВУЗы), и поблагодарить за очень деловое, конструктивное обсуждение, которое точно показывает, что национальный проект мы реализовать можем и получить с этого можем достаточно серьезные результаты.

ЛатышевП.М.:

- Мне тоже остается присоединиться к пожеланиям министра. И я надеюсь на то, что состоявшийся сегодня разговор, заинтересованный, конкретный, даст дополнительные стимулы к нашей работе по всем направлениям важнейшего национального проекта. Благодарю всех.

По итогам сегодняшнего совещания мы сформулируем перечень вопросов, которые мы обсудим заседании окружной рабочей группы по проекту «Образование». Думаю, что и в субъектах РФ по итогам сегодняшнего разговора, есть, что обсудить на своих рабочих группах. Всего вам доброго.

Публикацию подготовил
Сергей ПАРФЕНОВ,
руководитель пресс-службы
Фонда поддержки
стратегических исследований и инвестиций УрФО