Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Программа реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО)

Добавлено: 2006-03-17, просмотров: 10622


1. Паспорт проекта

Наименование

Программа реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса »

Основание для разработки

Поручение Президента Российской Федерации о разработке национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»;

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2004 года № 116-ЗАО «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ямало-Ненецком автономном округе»

Ответственные исполнители

Департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчик

Департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;

Цели и задачи

Цели:

- сохранение и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса, в том числе традиционных отраслей;

- повышение экономической эффективности производственной деятельности предприятий;

- стабилизация экономического состояния предприятий и обеспечение их устойчивого развития;

- повышение эффективности использования сырьевых ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основные задачи:

-укрепление материально-технической базы предприятий агропромышленного комплекса;

- внедрение прогрессивных технологий, современной техники и технологического оборудования, реконструкция и строительство цехов по глубокой переработке сырья в агропромышленном комплексе, в том числе в традиционных отраслях;

- увеличение объемов агропромышленного производства и повышение качества продукции;

- расширение ассортимента выпускаемой продукции;

-обеспечение трудозанятости в агропромышленном комплексе, в том числе в традиционных отраслях;

- улучшение социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, занятых в агропромышленном комплексе автономного округа;

-восстановление факторий;

- сохранение и приумножение сырьевого потенциала рыболовства автономного округа

Сроки и этапы реализации

2006-2008 годы

Перечень

основных мероприятий

1.Государственная поддержка сельскохозяйственного производства

1.1. Поддержка северного оленеводства

1.2. Поддержка молочного животноводства

1.3.Поддержка охотпромысла

1.4.Поддержка звероводства

1.5.Приобретение энергоресурсов

1.6.Транспортное обеспечение

2.Государственная поддержка рыболовства

2.1.Поддержка производства рыбной продукции

2.2.Поддержка мелиоративного лова хищных видов рыб

3.Научно-исследовательские работы в АПК (НИОКР)

4.Развитие производственной базы рыболовства

4.1.Развитие рыбообрабатывающей базы

4.2.Техническое перевооружение флота

4.3.Приобретение техники и транспортных средств

4.4.Приобретение технических средств по перевооружению рыбопромысловой техники

4.5.Охрана рыбных запасов

5.Развитие оленеводства

5.1.Восстановление поголовья оленей

5.2.Развитие мощностей переработки в оленеводстве

6.Развитие звероводства

6.1.Племенная работа в звероводстве

6.2.Развитие мощностей переработки в звероводстве

7. Развитие скотоводства

7.1.Племенная работа в скотоводстве

7.2.Развитие мощностей переработки в скотоводстве

8.Зоотехнические и ветеринарно-профилактические мероприятия в АПК

9.Востановление и развитие факторий

10.Кадровое обеспечение АПК

11.Информационно-консультационное обеспечение АПК

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования – 2629,7 млн.руб.

в том числе:

из федерального бюджета 15,8 млн.руб., по годам

2006 год- 5,2 млн.руб.

2007 год- 5,3 млн.руб.

2008 год- 5,3 млн.руб.

из областного бюджета 465,6 млн. руб., по годам:

2006 год- 250,2 млн.руб.

2007 год- 152,6 млн.руб

2008 год- 62,8 млн.руб.

из окружного бюджета 2142,3 млн. руб., по годам

2006 год- 585,0 млн.руб.

2007 год- 787,0 млн.руб.

2008 год- 770,3 млн.руб.

из внебюджетных источников 6,0 млн. руб., по годам

2006 год- 2,0 млн.руб.

2007 год- 2,0 млн.руб.

2008 год- 2,0 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации

Реализация Проекта должна обеспечить:

-достижение стабильного развития агропромышленного комплекса автономного округа, в том числе традиционных отраслей;

-создание условий для эффективного функционирования предприятий сельского хозяйства и рыболовства;

-увеличение объема и повышение качества производства агропромышленной продукции и продуктов её переработки;

-восстановление и развитие факторий;

-создание предпосылок на улучшение социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера;

-усиление охраны рыбных запасов

2. Содержание проблемы

Агропромышленный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа является одной из составляющих экономики региона и основным источником жизнеобеспечения коренного населения. В силу естественных климатических условий сельское хозяйство округа ориентировано в первую очередь на традиционные для автономного округа отрасли - оленеводство, рыболовство, звероводство, переработка мяса, рыбы и пушно-мехового сырья.

Структура комплекса представлена сельскохозяйственными, рыбодобывающими, рыбоперерабатывающими предприятиями, общинами и иными организациями коренных малочисленных народов Севера, частными хозяйствами.

Производством продукции занимаются 74 хозяйства с различной организационно-правовой формой собственности, 34 крестьянско-фермерских хозяйств, общин и более 2900 личных хозяйств. В отраслях сельского хозяйства и рыболовства занято около 7 тысяч человек, в основном - представители малочисленных народов Севера.

Ключевой отраслью по количеству занятых, финансово-экономическим показателям и социально-культурной роли в жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера является оленеводство.

Рыболовство также является одной из важнейших отраслей АПК ЯНАО.

Современное состояние агропромышленного комплекса автономного округа можно охарактеризовать как кризисное. Одними из причин такого состояния отраслей агропромышленного комплекса являются процессы реорганизации и акционирования предприятий, распад производственных и экономических связей, происшедшие в 90-е годы.

Проводимые реформы без учета специфики Крайнего Севера поставили товаропроизводителей Ямало-Ненецкого автономного округа в тяжелое положение. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, рост цен на энергоносители, транспортные и иные услуги, разбросанность производственных объектов на больших территориях привели к снижению финансовых показателей отраслей.

Постановлением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2001 года № 651 была утверждена комплексная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2002- 2005 годы». Реализация программных мероприятий оказала позитивное воздействие на развитие АПК, в том числе и на традиционные отрасли.

За счет средств программы была укреплена материально-техническая база предприятий. Были увеличены производственные мощности по заморозке рыбы, что позволило сократить продолжительность перевозки продукции в охлажденном виде и значительно улучшило качество рыбной продукции.

Была произведена модернизация и обновление технологического оборудования, обновление оборудования и транспортных средств. Внедрение прогрессивных технологий позволило ввести высокотехнологичный убойный комплекс, отвечающий требованиям Евростандарта, завод по глубокой переработке пантов северного оленя.

С целью сохранения системы материально-технического снабжения предприятий АПК, заготовок и промыслов, было восстановлено 26 факторий.

Для улучшения ведения промысла приобретены рыбопромысловый и транспортный флот.

Все это способствовало увеличению валового производства мяса с 569 тонн до 1350 тонн, делового выхода телят оленей на 100 январских маток с 49,2 до 58,6%, сохранности взрослого поголовья с 83,5 до 88%, добычи рыбы с 5,8 тыс. тонн до 6,8 тыс.тонн, выпуску мороженой рыбной продукции с 2,3 тыс.тонн до 4 тыс.тонн, повышению производительности труда рыбаков на 45%, расширению ассортимента выпускаемой продукции.

Однако современное состояние предприятий агропромышленного комплекса на территории автономного округа находится в весьма сложном экономическом положении и нуждается в дальнейшей финансовой поддержке.

Для улучшения работы агропромышленного комплекса необходимо дальнейшее внедрение современных технологий по глубокой переработке оленьего сырья и рыбы, реализация комплекса ветеринарно-профилактических мероприятий, создание на маршрутах движения нормальных производственных и жилищно-бытовых условий для кочевого населения.

На протяжении многих лет торговое и медицинское обслуживание кочующего населения осуществлялось на факториях, где можно было закупить продукты и боеприпасы, сдать мясо и пушнину, получить первую медицинскую помощь. За годы внедрения рыночных реформ фактории пришли в упадок. В последние годы, за счет средств государственной поддержки фактории начали восстанавливать. Эту работу необходимо продолжить.

Важнейшим принципом усовершенствования управления агропромышленным комплексом должен быть системный программный подход, обеспечивающий взаимосвязанное совершенствование всех элементов хозяйственного механизма и всех сторон сельской инфраструктуры.

Проект разработан на основе анализа современного состояния отраслей сельского хозяйства и рыболовства, его реализация предполагается в рамках окружной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы».

Проект в основном носит социальную направленность, выраженную в сохранении традиционного уклада жизни и культуры коренных малочисленных народов автономного округа, и позволяет через трудозанятость в традиционных отраслях производства обеспечить социальную и экономическую защищенность коренного населения округа.

3. Основные цели и задачи проекта

Основными целями проекта являются:

- сохранение и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса, в том числе традиционных отраслей;

- повышение экономической эффективности деятельности предприятий;

- стабилизация экономического состояния предприятий и обеспечение их устойчивого развития;

- повышение эффективности использования сырьевых ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Исходя из целей, определены следующие задачи:

-укрепление материально-технической базы предприятий агропромышленного комплекса;

- внедрение прогрессивных технологий, современной техники и технологического оборудования, реконструкция и строительство цехов по глубокой переработке сырья в традиционных отраслях хозяйствования;

- увеличение объемов агропромышленного производства и повышение качества продукции;

- расширение ассортимента выпускаемой продукции;

- обеспечение трудозанятости в агропромышленном комплексе, в том числе традиционных отраслях;

- улучшение социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, занятых в агропромышленном комплексе автономного округа;

- восстановление факторий;

- сохранение и приумножение сырьевого потенциала рыболовства автономного округа.

Главными направлениями государственной политики в ходе реализации проекта являются:

- в области социальной сферы - повышение уровня жизни и социального обеспечения коренных малочисленных народов Севера;

- в области экономики - формирование эффективного и конкурентоспособного агропромышленного производства;

- в области экологии и охраны природы производство экологически чистых продуктов питания и создание экологически безопасных условий, как для населения, так и для животного и растительного мира автономного округа.

4. Ресурсное обеспечение проекта

Для реализации мероприятий проекта «Развитие агропромышленного комплекса » необходимо 2692,7 млн. рублей.

Источники средств

Общая стоимость

млн.руб.

Объем финансирования

2006

2007

2008

Федеральный бюджет

15,8

5,2

5,3

5,3

Областной бюджет

465,6

250,2

152,6

62,8

Окружной бюджет

2142,3

585,0

787,0

770,3

Внебюджетные источники

6,0

2,0

2,0

2,0

Всего по Проекту:

2629,7

843,4

981,5

837,7

5. План мероприятий по реализации проекта

млн.руб.

№ п/п

Мероприятие

Годы

Всего

2006

2007

2008

1

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства

311,9

336,9

355,8

1004,6

федеральный бюджет

5,0

5,0

5,0

15,0

областной бюджет

10,0

10,8

11,5

32,3

окружной бюджет

296,9

321,1

339,3

957,3

1.1.

Поддержка северного оленеводства

федеральный бюджет

5,0

5,0

5,0

15,0

окружной бюджет

114,5

123,8

131,5

369,8

1.2.

Поддержка молочного животноводства (окружной бюджет)

21,4

23,1

22,7

67,2

1.3.

Поддержка охотпромысла

( окружной бюджет)

0,8

0,9

0,9

2,6

1.4.

Поддержка звероводства

( окружной бюджет)

18,2

19,7

21,0

58,9

1.5.

Приобретение энергоресурсов

( окружной бюджет)

131,6

142,4

151,3

425,3

1.6.

Транспортное обеспечение

областной бюджет

10,0

10,8

11,5

32,3

окружной бюджет

10,4

11,2

11,9

33,5

2

Государственная поддержка рыболовства

160,6

173,6

184,2

518,4

областной бюджет

25,0

27,1

28,7

80,8

окружной бюджет

133,6

144,5

153,5

431,6

внебюджетные источники

2,0

2,0

2,0

6,0

2.1.

Поддержка производства рыбной продукции ( окружной бюджет)

133,6

144,5

153,5

431,6

2.2.

Проведение мелиоративного лова хищных видов рыб

27,0

29,1

30,7

86,8

областной бюджет

25,0

27,1

28,7

80,8

внебюджетные источники

2,0

2,0

2,0

6,0

3

Проведение научно-исследовательских работ (НИОКР)

11,0

11,9

12,6

35,5

областной бюджет

8,0

8,7

9,2

25,9

окружной бюджет

3,0

3,2

3,4

9,6

4

Развитие производственной базы рыболовства

198,8

165,9

92,7

457,4

областной бюджет

134,0

81,8

10,5

226,3

окружной бюджет

64,8

84,1

82,2

231,1

4.1.

Развитие рыбообрабатывающей базы (окружной бюджет)

19,2

33,7

38,4

91,3

4.2.

Техническое перевооружение флота

областной бюджет

119,0

76,0

8,0

203,0

окружной бюджет

28,1

18,3

15,2

61,6

4.3.

Приобретение техники и транспортных средств (окружной бюджет)

5,5

11,4

9,5

26,4

4.4.

Приобретение технических средств по перевооружению рыбопромысловой техники

областной бюджет

15,0

5,8

2,5

23,3

окружной бюджет

7,4

16,0

14,4

37,8

4.5.

Охрана рыбных запасов

( окружной бюджет)

4,6

4,7

4,7

14,0

5.

Развитие оленеводства (окружной бюджет)

23,7

32,5

26,3

82,5

5.1.

Восстановление поголовья оленей

2,2

9,6

10,2

22,0

5.2.

Развитие мощностей переработки в оленеводстве

21,5

22,9

16,1

60,5

6.

Развитие звероводства (окружной бюджет)

7,4

8,4

3,2

19,0

6.1.

Племенная работа в звероводстве

2,5

1,3

2,2

6,0

6.2.

Развитие мощностей переработки в звероводстве

4,9

7,1

1,0

13,0

7.

Развитие скотоводства ( окружной бюджет)

12,7

23,3

17,3

53,3

7.1.

Племенная работа в животноводстве

0,5

0,6

0,6

1,7

7.2.

Развитие мощностей переработки в скотоводстве

12,2

22,7

16,7

51,6

8.

Зоотехнические и ветеринарно-профилактические мероприятия в АПК

13,4

35,0

36,4

84,8

федеральный бюджет

0,2

0,3

0,3

0,8

окружной бюджет

13,2

34,7

36,1

84,0

9.

Восстановление и развитие факторий

95,0

70,9

23,8

189,7

областной бюджет

73,2

24,2

2,9

100,3

окружной бюджет

21,8

46,7

20,9

89,4

10.

Кадровое обеспечение отраслей АПК ( окружной бюджет)

0,7

76,9

77,0

154,6

11.

Информационно-консультационное обеспечение в АПК ( окружной бюджет)

7,2

11,6

11,1

29,9

Всего по мероприятиям

842,4

946,9

840,4

2629,7

федеральный бюджет

5,2

5,3

5,3

15,8

областной бюджет

250,2

152,6

62,8

465,6

окружной бюджет

585,0

787,0

770,3

2142,3

внебюджетные источники

2,0

2,0

2,0

6,0

6. Результаты реализации мероприятий проекта

Предлагаемый проект ориентирован на сохранение и развитие агропромышленного комплекса в автономном округе, в том числе традиционных отраслей.

В результате реализации проекта будут восстановлены, модернизированы или вновь созданы на современных материально-технических и технологических базах основные фонды, обеспечивающие рабочие места в традиционных отраслях.

Результаты реализации проекта будут способствовать:

- расширению товарного выхода и повышению конкурентоспособности продукции традиционных отраслей хозяйства по сравнению с привозной продукцией на основе инноваций, экологической чистоты и возможности круглогодичных поставок при снижении издержек на транспортировку, хранение и переработку;

- созданию предпосылок для формирования на основе собственных ресурсов внутреннего продовольственного и товарного рынков, формирования новых источников дохода традиционных отраслей хозяйствования;

- повышению уровня и качества жизни, улучшения здоровья обновление основных систем жизнеобеспечения, духовному и национально-культурному возрождению коренных народов, усилению их социальной роли и росту самосознания, развитию сотрудничества;

- снижению убыточности производства продукции.

7. Целевые индикаторы и показатели реализации проекта

Оценка социально-экономической эффективности проекта производится на основе системы индикаторов, которые представляют собой количественные и качественные характеристики.

№ п/п

Индикаторы

Ед.изм.

Значение

2006 г.

2008 г.

Оленеводство

1

Сохранность взрослого поголовья

%

88

92

2

Деловой выход молодняка

%

60

65

3

Удельный вес маток в структуре стаде

%

52

55

4

Валовое производство мяса на 100 январских оленей

ц

12

17

5

Валовое производство мяса, ж.в.

тн

2010

3055

Звероводство

6

Сохранность зверей

%

91

93

7

Деловой выход щенят на 1 самку лисы

гол.

2,2

3,8

Деловой выход щенят на штатную самку песца

гол

6

7,5

Скотоводство

8

Удой на 1 корову

кг

2800

2900

9

Выход телят на 100 коров

гол

71

90

Рыболовство

10

Объем добычи рыбы

тонн

7000

8200

11

Объем выпуска пищевой рыбной продукции

тонн

5950

6970

8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации проекта

Реализация мероприятий в рамках проекта позволит обеспечить:

- увеличение производства мяса оленя до 3055 тонн, шкурок клеточного пушного звероводства до 15381 штук, молока до 1950 тонн, добычу рыбы до 8200 тонн, выпуск пищевой рыбной продукции до 6970 тонн;

-дальнейшее развитие и восстановление факторий;

-укрепление и модернизация материально-технической базы предприятий агропромышленного комплекса;

-техническое перевооружение перерабатывающей базы предприятий агропромышленного комплекса

- устойчивое развитие традиционных отраслей: оленеводства, рыболовства, звероводства, охотпромысла;

- обеспечение занятости населения и социальной стабильности;

- создание предпосылок для улучшения социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, занятых в агропромышленном комплексе автономного округа;

- сохранение сырьевого потенциала рыболовства автономного округа.