Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



От «уравниловки» - к оплате за мастерство

Добавлено: 2008-08-25, просмотров: 3297


ЕКАТЕРИНБУРГ. Председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров провел оперативное совещание областного кабинета министров.

Его участники заслушали информацию о подготовке к переходу на новую систему оплаты труда в сфере здравоохранения и общеобразовательных учреждений. Сообщения по этому поводу на совещании сделали отраслевые министры.

В частности, министр здравоохранения Свердловской области Владимир Климин напомнил, что концепция системы оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения была одобрена областным правительством ещё 30 августа 2007 года. Основная цель её разработки – создание зависимости оплаты труда от результатов и эффективности деятельности медработников. Новая система, считает министр, повысит мотивацию специалистов к качественному труду и повышению их профессионального уровня, оптимизировать численность работников здравоохранения, устранить имеющиеся сегодня параллельные выплаты, сделав тем самым зарплату «прозрачной», понятной каждому.

Внедрение новой системы, подчеркнул Владимир Климин, сдерживало отсутствие нормативных документов федерального уровня. Чтобы не терять время, свердловчане ознакомились с опытом внедрения отраслевых систем оплаты труда в Московской и Тюменской областях, в городе Санкт-Петербурге, обобщили результаты пилотного эксперимента, проводимого в 63 лечебно-профилактических учреждениях Среднего Урала, насколько верно определены критерии качества, эффективны стимулирующие выплаты.

В результате, министерством подготовлен проект постановления областного правительства о внесении изменений в концепцию системы оплаты труда работников здравоохранения. В основу её положено распределение специальностей медицинского персонала на четыре профессиональные квалификационные группы, а внутри каждой – на квалификационные уровни. Определены перечни выплат компенсационного характера. Их упорядочение сократит число наименований выплат, хотя конечный размер оплаты при этом не уменьшится.

Владимир Климин проинформировал участников совещания о продолжающейся работе по определению критериев качества для работников различных типов учреждений здравоохранения. Все подготовительные работы по введению новой системы оплаты труда, заверил министр, в нашей области будут завершены до конца текущего года.

Министр подробно остановился на проблемных вопросах, влияющих на введение новых систем оплаты труда в бюджетных отраслях. Прежде всего, это касается определения размера базовых окладов по профессиональным квалификационным группам, принципов подхода к оплате труда рабочих и служащих, имеющих общеотраслевые специальности.

Подобными проблемами озабочена и такая бюджетная отрасль, какой является сфера образования. О чём говорил на совещании министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий Нестеров, назвав этот вопрос «самым многострадальным из тех, что разрабатывались, за шестнадцать лет его работы министром».

Подход к оплате труда в отрасли меняется коренным образом. Он, подчеркнул Валерий Нестеров, призван решить одну из наиболее болезненных проблем российской школы: уйти от уравниловки, повысив доходы учителей. И при этом (что самое важное) сделать это в отношении педагогов, обеспечивающих высокое качество образования, наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы.

Можно сказать, от реализации данного подхода зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, получение им достойного качества жизни.

В основу нововведения положена концепция новой системы оплаты труда работников областных государственных общеобразовательных учреждений в условиях нормативного подушевого финансирования.

В министерстве создана рабочая группа по разработке методики её формирования. Суть новой системы оплаты труда – повышение качества образовательной услуги. Главный принцип – учителю оплачивается час его работы с каждым учеником (ученико/час) с учетом качества полученных в итоге знаний. Устанавливается прямая зависимость гарантированной части зарплаты педагога от количества обучаемых им учеников.

Оценка результата профессиональной деятельности педагога состоит из двух частей фонда оплаты труда: базовой, гарантированной для каждого учителя, прошедшего процедуру аттестации и стимулирующей.

В отличие от существующего «почасового» порядка, вводимый механизм нормирования и учета учительского труда предусматривает отнесение к оплате в базовой части всех без исключения видов его деятельности, определенных должностными обязанностями: кроме почасовой аудиторной нагрузки, это - внеурочная работа по предмету, классное руководство, проверка тетрадей, заведование учебными кабинетами и так далее. Кроме того, в той же базовой части устанавливается зависимость оплаты труда от числа обучаемых.

В результате учитель будет избавлен от унизительной погони за нормой часов аудиторной нагрузки («урокодательства»), станет экономически и психологически заинтересован в использовании инновационных педагогических технологий.

Таким образом, в новом подходе, во-первых, отражается интенсивность труда учителя и преодолевается зависимость его заработной платы от количества отработанных часов, во-вторых, стимулируется сохранение и повышение наполняемости классов. Новая система оплаты труда гарантирует защиту от создания классов с низкой наполняемостью, поскольку учителя, преподающие в классах с меньшей наполняемостью будут получать меньшую зарплату. Доход педагогических работников будет зависеть от рациональности составления учебного плана.

С бюджета снимается нагрузка по обеспечению гарантий учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка или снижается нагрузка в течение года.

По – новому воспринимается и разделение рабочего времени педагога на «аудиторную (проведение уроков) и неаудиторную занятость (подготовка к урокам и олимпиадам, конференциям, смотрам, методическая работа, консультации, иные формы работы с обучающимися и их родителями)».

Появляется зависимость между средним уровнем оплаты труда по учреждению и заработной платой руководителя, что стимулирует последнего к борьбе за рост оплаты труда путем рационального использования средств, выделяемых школе по нормативу.

Отсутствие же четкой регламентации по количеству и заработной плате непедагогических работников, стимулирует директоров школ к сокращению избыточного персонала, позволяет повысить зарплату оставшимся.

Поэтапный (за три года) переход на новую систему оплаты труда, подчеркнул Валерий Нестеров, не только увяжет зарплату педагога с качеством его труда, но и расширит участие представителей общественности в принятии решений о стимулировании учителя. Зарплата педагога при этом увеличится на 20-40 процентов.

Новая система оплаты труда опробована в экспериментальном порядке в шести муниципальных общеобразовательных учреждениях нашей области и станет правилом для всех школ Среднего Урала с 1 ноября 2008 года.

В ходе обсуждения на совещании, члены областного кабинета министров высказались за то, чтобы перевод на новую систему оплаты труда в отраслях проходил по единой методике и был сориентирован на базовый оклад, который не должен быть ниже 1 квалификационного разряда.

Виктор Кокшаров поручил министрам доработать предложенные проекты, чтобы они были учтены при подготовке областного бюджета 2009-2011 годов.