Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Образование в России

Добавлено: 2008-09-13, просмотров: 3093


МОСКВА. Министерство образования и науки России вводит новую отраслевую систему оплаты труда и подушевое финансирование, а также гибкую систему непрерывного образования.

Об этом сказал министр Андрей Фурсенко в своем докладе на «правительственном часе» в Госдуме по теме: «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы». Министр сравнил базовое образование с двигателем, который выводит людей на орбиту, в то время как непрерывное образование является коррекционным двигателем, позволяющим россиянам постоянно адаптироваться к меняющейся реальности и потребностям рынка.

По словам Фурсенко, сегодня уровень зарплаты в образовании не превышает 70% от среднего по промышленности. С введением отраслевой оплаты труда министр рассчитывает повысить долю уровня зарплаты учителей как минимум на треть. Министр Фурсенко пояснил, что повышение оплаты труда учителей - это неравномерный процесс, и оплата труда лучших учителей повышается больше. Министерство проводит в 31 регионе эксперимент по оплате труда, планируется в структурных школах оставить только тех учителей, которые хорошо учат. .

Фурсенко выразил уверенность, что студенты должны учиться в достойных учебных заведениях и исполнительная, как и законодательная власть несут за эту прямую ответственность. С этой целью вводится система индикаторов работы учреждений системы образования. В настоящее время производится исследование потенциала саморегулируемых организаций в образовании. Уровень охвата дошкольным образованием планируется довести до 65%, первоклассников - до 70%. Министр подчеркнул, что сегодня до половины ребят учится в условиях, которые нельзя назвать современными.

Председатель думского комитета по культуре Григорий Ивлиев выступил за бесплатность не только первого, но и второго высшего образования. Он спросил министра: возможно ли это? По мнению А. Фурсенко, можно лишь говорить о бесплатности обучения на втором уровне — магистратуре — по другой специальности, если студент уже отучился на уровне бакалавриата.

Не должно быть вузов второго сорта, заявил министр в ответ на вопрос депутата от КПРФ Нины Останиной о возможном закрытии части вузов. Фурсенко напомнил, что в Советском Союзе в 1990 году был 31 университет. Он не видит ничего плохого в большом количестве вузов, но отмечает снижение качества образования. Фурсенко представил схему предлагаемой оценки и закрытия филиалов вузов с участием Совета ректоров. По его словам, русский язык проверяется в рамках ЕГЭ, что же касается знаний по истории или литературы, то сейчас вопрос о проверке знаний проходит стадию обсуждения.

Министр напомнил о демографическом спаде и подчеркнул, что в 2001 году закончило школу 1,3 млн человек, а в 2012 ожидается 700 тысяч выпускников. Министр жестко высказался за закрытие филиалов вузов, которые занимались незаконной преподавательской деятельностью. Он предлагает депутатам рассмотреть вопрос о том, чтобы при закрытии филиала бюджетные места оставались внутри региона.

Фурсенко подчеркнул, что количество бюджетных мест в вузах сокращаться не будет. Он сообщил, что сегодня в России при законодательной норме 170 студентов на 10 тыс. населения реально учится 209. При этом бюджетная обеспеченность одно места возросла с 21 000 руб. до 75 000 руб., и эту цифру необходимо довести до ста тысяч, что нужно для качественной подготовки специалистов. При этом у нас наблюдается существенный перевес в сторону некоторых гуманитарных специальностей, из 7,5 млн студентов  - только юристов более 700 тыс., многие из которых не востребованы на рынке труда.

Отвечая на вопрос Екатерины Лаховой об обеспеченности школ, в некоторых из которых до сих пор туалеты располагаются на улице, Фурсенко сообщил, что обеспеченность школ пожарной сигнализацией в 2007 году составила 57%, в 2008 — 70%, в учреждениях с постоянным пребыванием детей, являющихся предметом особой заботы, обеспеченность системой автоматического пожаротушения в 2007 году 86%, в 2008 — 94%, тревожной сигнализацией — соответственно 61 и 75%. На то, чтобы полностью закрыть проблему пожарной безопасности необходимо 15 млрд руб., т.е. больше, чем на Интернет. Министр надеется, что вопрос будет решен к 2010 году.

В ответ на вопрос коммунистки Тамары Плетневой о закрытии сельских школ министр напомнил, что ни одна сельская школа не может быть закрыта без решения сельского схода. Согласно представленным данным, из 59 000 школ России 9 тысяч — малокомплектные, в т.ч. 6,8 тысяч с количеством учеников менее двадцати, при этом стоимость обучения в них существенно выше, а уровень подготовки ниже среднероссийского. Проблема качества образования возникла не вчера, считает министр, ректоры жалуются на низкий уровень подготовки тех, кто к ним приходит, фактически на первом курсе вуза приходится доучивать тому, что не доучили в школе. При этом в стандарты образования включено не всегда то, что нужно. Министр предлагает оставить лишь "ядро" этих стандартов.

Отвечая представителю фракции КПРФ Николаю Коломейцеву, министр сообщил о создании 160 т.н. ресурсных центров, укомплектованных оборудованием для профессионального обучения.

Депутат от КПРФ Анатолий Локоть заявил, что результаты ЕГЭ потрясли все общество, в частности, в Новосибирской области по русскому языку и литературе пятерки получили всего 2%. Министр Фурсенко напомнил свои слова, прозвучавшие в Думе, что образование в стране ужасное, в ответ же он услышал, что у нас лучшая в мире система образования. Он считает, что ЕГЭ впервые позволило получить объективную картину: у нас действительно 25% школьников не знают русский язык, а 25% - не знают математику. По словам Фурсенко, даже противник ЕГЭ ректор Садовничий, считающий, что ЕГЭ не позволяет выделить талантливых учеников, говорит, что двойка по ЕГЭ — это реальная двойка.

Полит.Ру