Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Как утолить информационный голод?

Добавлено: 2006-03-24, просмотров: 4442


Артемовский район, Свердловская область. Два года назад в средней школе села Мостовское Артемовского района был только один компьютер. Поначалу эта техника, полученная некогда по федеральной программе компьютеризации сельских школ, простаивала. В штате учебного заведения не было педагогов, владеющих информационными технологиями. Несколько месяцев спустя ситуация изменилась. Местная администрация приобрела еще несколько машин, а областное министерство образования предоставило учителям возможность пройти обучение. Теперь юные жители села Мостовское уверенно пользуются компьютерной техникой.

РАЗВЕРНИТЕ ГОЛОВУ!

Использование телекоммуникационных сетей и, прежде всего, глобальной компьютерной сети Интернет, практически устранило дискриминацию в получении образования - доступ к мировым образовательным ресурсам можно обеспечить в любой точке. Оказывается возможным доносить знания до каждого, в том числе и до людей, которые ограничены в подвижности и удалены от образовательных центров. Для многих населенных пунктов появление спутникового оборудования, дающего выход в Интернет, сравнимо с появлением в послереволюционной России лампочки Ильича.

Всеобщая компьютеризация, по мнению руководителей федерального Министерства образования и науки, — одно из главных средств повышения качества образования. Свободный доступ к информации - это возможность для самореализации детей и педагогов, средство профессионального выбора для выпускников. Информационные технологии способствуют созданию открытого образовательного про-

странства, без качественной информации невозможно участие граждан, общественности, родителей в развитии системы образования. "Нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад", - такую мысль высказал как-то действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Марк Поташник.

КАК ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ УЧИТЕЛЮ?

Для того чтобы оценить результаты информатизации системы образования Свердловской области, в конце прошлого года провели обширное социологическое исследование.

Анализ показал, что информационно-методологическая компетентность в целом сформирована примерно у третьей части участников исследования вне зависимости от категории респондентов (обучающиеся, руководители образовательных учреждений, педагоги), типа образовательного учреждения (школа, учреждение начального профессионального образования, учреждение государственного воспитания) и территориального признака (крупный город, малый город, сельская местность).

Выяснилось, что более половины руководителей образовательных учреждений Свердловской области (64 процента) используют электронные ресурсы для составления документов и самообразования. Семь процентов опрошенных отметили использование компьютерной техники в библиотеке школы или ПТУ.

В целом по Свердловской области 39 процентов учителей используют компьютерную технику и информационные ресурсы в своей деятельности. Большинство педагогов применяют компьютер при проведении занятий и проверке знаний учащихся. Некоторые научились работать с электронными обучающими играми, электронными изданиями. Исследователи выявили, что преподаватели стали активнее использовать аппаратно-программные средства во внеурочное время (ресурсы Интернета и медиатек, мультимедиапроектор), для подготовки раздаточного материала, разработки контрольных заданий, тестов, поиска информации к занятиям, самообразования. До семи процентов опрошенных разрабатывают авторские электронные учебные материалы.

"ПЕНТИУМ" ВМЕСТО УЧЕБНИКА

Подавляющее большинство обучающихся (92 процента) умеют работать с компьютером. Большая часть детей познакомилась с информационными технологиями в школе. 45 процентов опрошенных ребят заявили, что имеют компьютер дома (особенно это характерно для Екатеринбурга и других городов Свердловской области). Учащиеся сообщили, что они используют вычислительную технику для выполнения самостоятельных работ, поиска информации, подготовки рефератов и презентаций, а также для развлечений.

По мнению учителей, в связи с внедрением компьютерных технологий у обучающихся сформировалось понимание значимости информации для успешного осуществления учебной деятельности, повысилась мотивация обучения. В свою очередь дети отметили, что "чувствуют себя более современными людьми", более уверены в своем будущем.

ХОРОШО, НО МАЛО

Социологическое исследование позволило выявить как достижения, так и недостатки информатизации системы образования Свердловской области. Невысокий процент численности руководителей и педагогов, владеющих компьютерными технологиями, связан с недостаточным количеством аппаратно-программных средств в образовательных учреждениях, ограниченным доступом к имеющимся ресурсам из-за занятости компьютерной техники на уроках информатики. Иногда у учителей отсутствует желание что-либо менять в своей деятельности (это отметили 3,7 процента опрошенных педагогов).

Серьезной проблемой является слабое развитие электронных каналов обмена информацией. Главные причины - недостаточная материально-техническая база системы образования, низкий уровень развития телекоммуникаций в образовательных учреждениях (в том числе по техническим причинам), а также слишком низкая мотивация педагогов к работе с использованием современной компьютерной техники и информационных технологий. Решение последней задачи является актуальной и приоритетной на ближайшие годы.

Не так давно в рамках годичного совещания работников образования Свердловской области рассматривался вопрос создания информационно-образовательных центров, в том числе на базе школьных библиотек. В 2005 году в рамках этой проблематики областное министерство общего и профессионального образования провело конкурс "Развитие единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения", победителями которого стали шесть образовательных учреждений. Всем финалистам была подарена компьютерная техника на общую сумму два миллиона рублей.

В ближайшие годы, как обещает областное министерство образования, деятельность по информатизации школ продолжится. Главный акцент будет сделан на подготовке педагогов к использованию новых информационных технологий в образовательном процессе, в том* числе через создание условий для самообразования, дальнейшее развитие компьютерной базы образовательных учреждений и информационно-коммуникационных технологий.

"Областная газета"