Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Петр Латышев: мы должны реализовывать национальные проекты, а не просто содействовать им

Добавлено: 2006-03-27, просмотров: 5250


Процесс реализации приоритетных национальных проектов по-прежнему стабильно удерживает верхние строчки в рейтингах официальных новостей. Между тем, как оказалось, не все толком знают суть каждого проекта. Несмотря на то, что о проектах знают около 90% жителей УрФО, выяснилось, что некоторые уральцы о проектах знают лишь то, что они есть. Между тем, зачастую это приводит к неправильному пониманию сути проектов, да и мешает их претворению в жизнь.

Накануне полномочный представитель президента в УрФО Петр Латышев провел заседание Экспертного совета по внутренней и информационной политике, на котором представители власти и общественности обсудили эти проблемы. Естественно, что информирование населения в первую очередь задача СМИ, но немаловажную роль в этой работе играют и политические партии, и общественные объединения. Именно поэтому темой заседания стали опыт участия политических партий, гражданских институтов и средств массовой информации в реализации приоритетных национальных проектов в 2005 году и задачи на 2006 год.

По словам члена Общественной палаты Российской Федерации, вице-президента общероссийской общественной организации работников СМИ «Медиасоюз» Елены Зелинской, Урал находится на одном из первых мест.

«Мы не первый раз замечаем, что именно здесь, на Урале, очень многие проблемы решаются превентивным характером - отметила Елена Зелинская, - Мы только начинаем что-то разъяснять в других округах, смотрим – здесь уже все давно решено, и нам остается только учиться вашему опыту и распространять опыт на другие округа. Понимание, как должно все развиваться на уровне округа, присутствует в полной мере».

Фактически, все выступающие сходились в одном – для реализации национальных проектов в первую очередь необходимо участие общественности.

При этом роль граждан и общественных объединений каждый выступающий оценивал по-своему. Так, например, секретарь политсовета регионального отделения «Единой России» в Ямало-Ненецком автономном округе Игорь Нак отчитался о создании политсоветом в автономном округе Комитета общественного содействия реализации национальных проектов.

«Мы, силами политсовета, создали Комитет содействия реализации национальных проектов, в который вошли представители общественных организаций, руководители 10 муниципалитетов, которые наиболее авторитетны в округе, - сообщил Игорь Нак, - Я не хочу сказать, что эти люди сделали героические шаги. Они просто начали вести ежедневную разъяснительную работу с жителями округа. Сделать предстоит многое. Возможно, мы действительно не до конца осознаем важность обратной связи. Но хочу поделиться маленьким примером: комитет общественного содействия принял решение осветить вопрос содействия малонаполненным школам и фельдшерским пунктам, которые находятся в тундре. Правильное освещение дало очень интересный результат: люди развернулись к вопросам образования и здравоохранения тундровиков. Когда все эти вопросы получили разъяснение органами государственной власти, резонанс получился позитивным. Еще вопрос, который является сложным, над которым надо работать – это вопрос общественного контроля за реализацией национальных проектов в рамках бюджетной политики регионов. Мы хотим сейчас ввести практику участия общественности в депутатских слушаниях не только по поводу национальных проектов, но вообще во всех парламентских слушаниях».

«Содействуем мы реализации национальных проектов, или мы участвуем в этом? – спросил, размышляя, после выступления Игоря Нака Петр Латышев. И тут же сам себе ответил, - Наверное, мы все же участвуем. Это участие может выражаться в форме содействия, когда кто-то что-то делает, а мы помогаем. Но мы можем и должны и сами делать конкретные дела и нести за это ответственность. И нельзя забывать про общественный контроль, который все же является самостоятельной функцией, и о необходимости которого говорится очень много. В нашем общении нам надо становиться более организованными системами. Например, фракция "Единой России" в Ямальской думе должна принимать прямое участие в реализации - дал весьма доброжелательным тоном уже прямое напутствие главному ямальскому единороссу полпред, - Это должна быть прямая работа. В то же самое время есть задачи информирования населения. Здесь действительно можно просто помогать СМИ».

Кстати, информированность населения, как выяснилось, действительно находится не на самом высоком уровне. Несмотря на то, что, как уже упоминалось, 90% граждан знают о проектах, а 80% их поддерживают, суть их знают далеко не все. Так, например, до сих пор не прояснен окончательно статус дополнительных выплат врачам и педагогам.

«Мы во время исследований сталкивались с таким названием как "президентская надбавка в конверте», «черный нал», - рассказала член Общественной палаты РФ, секретарь президиума общественного совета за реализацией национальных проектов в УрФО Елена Дьякова, - Мы не сразу понимали, о чем идет речь. Дело в том, что люди не понимают статус надбавки. Она не входит в отпускные, когда человек уходит на больничный, она тут же снимается. Когда человек идет на обучение, повышая квалификацию, она тоже снимается. И не ясно, войдет ли она в пенсионные выплаты. И получается, что благое намерение сопровождается неприятными местными нюансами».

Как выяснилось позже, это далеко не единственная проблема, с которой пришлось столкнуться при реализации проектов. Так, например, у врачей и медиков, которым положены выплаты, добавилось много бумажной работы по составлению заявок. При этом никто не объяснил, как именно эти заявки составлять. По признанию самих бюджетников, в итоге они заполняют анкеты исходя исключительно из собственных предположений, как же это будет правильно и боятся, что их за неправильное заполнение могут наказать.

В принципе, как оказалось, основные недоработки сконцентрированы на нижнем уровне – на уровне муниципалитетов. Обусловлено это многими причинами, среди которых и недостаточный контроль за реализацией национальных проектов.

«Система контроля за реализацией выглядит отстроенной лишь на первый взгляд – у нас есть окружной совет, у нас есть советы в субъектах федерации, причем они вполне самостоятельны, - заявила Елена Дьякова. - Но третий, самый важный уровень – уровень муниципальных образований сейчас находится лишь на стадии становления. Можно по пальцам пересчитать положительные примеры. И это создает определенные сложности. Если вы помните, основная цель проекта – улучшение качества жизни граждан. А они живут не просто в стране, а в конкретных муниципалитетах.

И тут мы сталкиваемся с рядом конкретных проблем. Возможно, стоит провести семинар-совещание по обмену опытом по созданию муниципальных советов по контролю. Есть позитивный опыт и семинар был бы очень полезен».

Между тем, как оказалось, муниципалитеты и сами не всегда понимают дух проводимых проектов. Так, например, во многих регионах после введения федеральных надбавок к зарплатам, муниципальные были просто убраны. В итоге это привело к тому, что вместо обещанных 10 тыс. руб. медики фактически в 2006 году стали получать лишь на 3-4 тыс. руб. больше. Как итог, начало формироваться традиционное для России мнение «наверху все решили правильно, но местные баре опять все сделали не так».

«По идее, муниципальные надбавки надо оставлять – люди к ним уже привыкли, - предположил Петр Латышев, - Но если их оставить, то усугубится диспропорция между регионами. Ни в коем случае эти деньги нельзя изымать из системы здравоохранения. Их надо направить в другие места, в те же стационары. Федеральные средства – это дополнительные средства к региональным. Не должно быть ситуации, когда федеральные средства на что-то выделяются, а в итоге убираются на эти же суммы средства местные».

При этом надо отметить, что в целом на данный момент вопросы информирования и разъяснения требуют не принципиального решения, а технической отработки. Гораздо важнее работа с восприятием менталитетом граждан сути проектов.

Впервые нововведения в экономике никто не называет реформами – видимо, в правительстве наконец-то поняли, что в России само слово «реформа» давно и надолго дискредитировано. От реформ россияне не ждут ничего хорошего – и это оправдано. Все проводимые до сих пор реформы, на что бы они ни были направлены, приводили только к росту расходов жителей России. Логично, что изначально новый принцип поддержки развития получил и новое название.

Сейчас один из основных вопросов, который задают россияне – это долгосрочность проектов. Переходя к рыночным отношениям, реформаторы 90-х годов летели вперед (или назад?) так оголтело, что пытались отречься от всех проявлений советской власти. В том числе и планов в экономике. А ведь в любой стране с рыночной экономикой, в том числе и США, которые так любили ставить в пример Гайдар и Чубайс сотоварищи, план признается необходимым элементом развития. Разница лишь в том, что «рыночные» планы более гибкие, нежели советские.

«Народ хочет знать, что будет, - считает член Общественного совета по контролю за реализацией национальных проектов в УрФО, исполнительный директор Уральского окружного комитета общественной организации работников СМИ «Медиасоюз» Анна Трахтенберг, – В советское время были программы, о которых знали все. Продовольственная программа, программа построения коммунизма. Любого можно было разбудить среди ночи, и он бы ответил, что, в каком году и как должно быть сделано. Это обеспечивало уверенность в завтрашнем дне, даже несмотря на то, что в реальности эти проекты и не были реализованы. Сейчас людям нужны не просто полные прилавки и деньги в кошельке, а уверенность, что и через год прилавки не опустеют, а в кошельке не исчезнут деньги».

В общем, говоря прямо, россиянам нужен план. И не надо бояться этого слова. Кроме ура-реформаторов его никто и не пытался по большому счету осудить. Более того, в той же Америке признавали, что основные успехи в развитии промышленности СССР были сделаны именно благодаря разработке «пятилеток». План, в котором хотя бы будут намечены основные направления развития, определены основные меры по обеспечению этого развития, - это то, о необходимости чего нам сейчас говорят все социологические показатели. И именно это в значительной мере поможет обеспечить для жителей страны уверенность в завтрашнем дне.

Любопытно, что по тем исследованиям, на которые ссылалась Анна Трахтенберг, наши с вами соотечественники, живущие в УрФО, не просто хотели бы знать ближайшие планы родного правительства, но лелеют мечту когда-нибудь услышать от власти ответ на гораздо более вечный вопрос - что за Россию мы созидаем? «Люди хотят стратегического проекта, они по нему соскучились», - несколько иронично резюмировала член Общественного совета по контролю за реализацией национальных проектов в УрФО. Можно иронизировать, можно пропускать такие посылы мимо ушей, но, как ни скрывайся от этого висящего в воздухе вопроса, надо понимать - социальный заказ на мощный новый глобальный проект для матушки-России висит в воздухе. И «распространителем» этого «вируса» является крайне консервативный носитель - народ. Над ответом придется трудиться - всем вместе и каждому властному носителю в отдельности, если индивидуумы в ней находящиеся хотели бы трудиться и дальше в этом качестве.

Любопытно, кстати, что одним из самых часто используемых слов на заседании Совета стала «психология». «Надо показывать больше практических примеров, но надо и изучать вопрос с точки зрения психологии, - считает Петр Латышев, - То, что проекты пошли, это не только результат решения главы государства, но и результат накопленного опыта управления. Мы должны опираться на научные знания. Нужна не только идеология, но и психология. Здесь мы можем встретить все. Когда решался вопрос, разделить ресурсы и помочь всем медработникам, или использовать этот ресурс для поддержки самого близкого к населению уровня медицины и, в общем-то, самого обиженного, были споры. Хотелось бы помочь всем, но не располагает государство такими ресурсами. Часть медиков получила выплаты, часть – нет. Возникла обида. Все это изучает психология. Аналогично и по образованию. Часть специалистов получила поддержку, часть не получила. Обида углубилась. Все это изучается в психологии и надо пользоваться этими знаниями и данными».

А между тем опыт показывает, что на самом деле у народа уже появилось доверие к новым проектам. Так, например, на «прямую линию», открытую в полпредстве не так давно, постоянно поступают звонки от граждан с замечаниями по поводу реализации проектов. Звонят не только с замечаниями, но и с предложениями. По словам Петра Латышева, поступило 2070 обращений, свыше 150 – конкретных предложений. Общественные объединения вносят свою лепту. Так, например, в Новоуральске по инициативе общественности предприятиями города создан фонд социального развития жилья, предоставляющий субсидии по ипотечным кредитам. Благодаря этому обеспечивается снижение процентной ставки с 12% до 3% в год. В Ханты-Мансийском автономном округе, по предложению общественных объединений, за счет регионального бюджета введены надбавки за классное руководство, независимо от количества учащихся в классе. В Курганской области при поддержке общественного контрольного совета студенты-волонтеры участвуют в оказании помощи фермерским хозяйствам, в оформлении льготных кредитов по линии проекта развития агропромышленного комплекса. И это – только малая часть той работы, которая ежедневно проводится в Уральском федеральном округе по реализации нацпроектов.

Накануне.ru