Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Юрий Неелов: "Инвестиции в образование - это инвестиции в будущее страны"

Добавлено: 2006-03-28, просмотров: 7231


САЛЕХАРД. Одолев тяготы монетизации, регионы приступили к реализации четырех национальных проектов. Своим взглядом на ситуацию, складывающуюся вокруг воплощения в жизнь масштабного проекта «Образование» в одной из арктических территорий России, с «Известиями» поделился губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неёлов.

В первых отчетах региональных лидеров по реализации национального проекта «Образование» вдруг замелькали на удивление масштабные данные по возведению образовательных учреждений.

Мне видится, что проекты, предложенные президентом, как нельзя лучше отражают самые острые потребности регионов. Если говорить о проекте «Образование», то он явился катализатором проводимых многими территориями страны изменений в данной сфере. Приведу такие цифры: за последние 5 лет, с 2000 по 2005 год, в округе были сданы в эксплуатацию 54 объекта образования. Это 24 школы на 13 000 учеников и 13 спальных корпусов для школ-интернатов почти на 2000 воспитанников. Все они в капитальном исполнении, отвечают самым взыскательным требованиям современности к учебным заведениям XXI века.

Ответ на вопрос, отчего так много, для нас, ямальцев, и простой, и болезненный одновременно. Дело в том, что промышленное освоение углеводородных богатств округа велось в советское время экстенсивным путем. Родине нужны были газ и нефть. Любой ценой. И к началу 1990-х годов вся социалка у нас оказалась на задворках. Поэтому задача обеспечения всех жителей Ямала нормальным жильем, социальными учреждениями стала для меня, человека, родившегося здесь, одной из самых главных.

Вот, например, показатели оснащения школ компьютерами в нашем регионе приближаются к европейским: у них - один компьютер на 10 учеников, у нас - на 19, причем в сельских территориях этот показатель у нас выше, чем в городе. А в среднем по России принят стандарт - одна машина на 40-50 учеников. Теперь перед нами стоит задача 100%-ного обеспечения школ выходом в интернет и создания единой сети для всех образовательных учреждений Ямала, ведь очень важно готовить детей к большой жизни в мире глобальной информации.

Не готовите ли вы на Ямале этакую Силиконовую долину для тундровиков?

С учетом того, что в промышленных отраслях резко обновились технологии, высококвалифицированные рабочие кадры на рынке труда котируются как никогда высоко. И Ямалу - с его высокотехнологичным производством в топливно-энергетическом комплексе в настоящем, с предстоящей большой работой по освоению колоссальных запасов твердого минерального сырья в горах Полярного Урала и с выходом на месторождения углеводородов полуострова Ямал и шельфа Карского моря, запасы которых превышают 50 триллионов кубометров газа и 5 миллиардов тонн нефти, - руки профессионалов будут ой как нужны.

Северяне очень восприимчивы ко всему новому. Легки на подъем и ямальские педагоги, внедряющие в образовательный процесс различные инновации. В округе сейчас работают 11 федеральных, 17 окружных и 35 муниципальных экспериментальных площадок. Но главным отличием нашего региона от центральных является то, что здесь работают школы-интернаты. Такова северная специфика. В 24 интернатах сегодня получают образование почти 10 000 детей, из них около половины живут на полном государственном обеспечении. В финансовом выражении это чуть менее 1 миллиарда рублей из бюджета округа ежегодно.

Уже этим летом в Салехарде будет сдана в эксплуатацию первая очередь многопрофильного колледжа-мечты, а готов он будет к 2008 году. В него войдут педагогический колледж, училище культуры и искусств, медицинское и профессиональное училище N 12, мастерские и лаборатории, библиотека и спортивный зал, учебно-административный корпус, общежитие на 600 мест. Для создания такого учебного заведения мы воспользовались уникальной межрегиональной программой «Сотрудничество».

Сейчас высшее образование в основном платное. И, конечно, жители Крайнего Севера, имея большую зарплату, нежели в центральной полосе страны, могут гарантировать поступление любимому чаду практически в любой институт.

Реальная северная зарплата превышает средний уровень денежного вознаграждения среднестатистического россиянина не более чем на 13% - это механизм возмещения повышенных материальных и физических затрат в связи с проживанием и работой в экстремальных природно-климатических условиях. Так что «длинный северный рубль» - не более чем легенда.

А методов поступления в вуз несколько. Во-первых, мы уже давно практикуем работу межвузовской комиссии в окружной столице Салехарде, чем кратно сокращаем расходы на дорогу и проживание в далеком городе абитуриентам из тундровых поселков. Летом 2005 года через межвузовскую комиссию студентами стали более 600 человек, причем более 400 из них были зачислены по результатам Единого государственного экзамена и на федеральный бюджет.

Во-вторых, в округе вот уже шестой год успешно работает региональная система целевой образовательной субсидии. В прошлом году ею воспользовались около 3500 молодых ямальцев. Если в 2002 году в «копилке» окружной субсидии было немногим более 27 миллионов рублей, то на этот год бюджетом предусмотрено 119 миллионов. Условия просты: любой выпускник школы, планирующий после окончания вуза вернуться работать на Ямал, может заключить договор с управлением муниципального образования и получить необходимую для обучения сумму. Причем мы сразу предусмотрели мощный стимул: если студент учится на «отлично», то кредит не возвращается. Ребята и учатся хорошо, и округ обеспечивается отличными специалистами.

Ну и в-третьих, свободный выбор. В ямальских городах ждут своих студентов около 40 филиалов самых разных высших учебных заведений. Итоги массированной атаки жадных до знаний северян впечатляют: из 6953 окончивших школы студентами стали 5653 человека.

И все же, на ваш взгляд, какой из обозначенных приоритетов проекта «Образование» особенно нужен северной территории?

Основная цель проекта - повышение качества, доступности и эффективности образования. В данном случае должно быть именно триединство.

Арктические широты вносят свои коррективы во все. Вот, например, внедрение ЕГЭ в нашем регионе со сложной транспортной схемой требует дополнительных финансовых средств на сбор детей в пунктах приема экзаменов. Значит, для «северов» следует разработать иную процедуру проведения ЕГЭ. Еще пример - по поводу надбавок к зарплате учителям в рамках национального проекта. В свод педагогов, которым положены данные надбавки, не попали наши классные руководители, которые трудятся в школах-интернатах, в коррекционных и малокомплектных школах. Федеральные чиновники их просто не учли. Чтобы данная категория учителей не пострадала, мы решили обеспечить положенную надбавку из окружной казны. Для того чтобы намеченные обширные планы по повышению качества, доступности и эффективности образования на Ямале реализовывались системно, в округе недавно была принята целевая комплексная программа развития образования на период с 2006 по 2010 год. И, кроме того, для развития дошкольного образования сейчас в стадии согласования находится подпрограмма «Строительство дошкольных образовательных учреждений».

Ямал сегодня - динамично развивающийся регион с блестящими перспективами. Кто будет жить на этих просторах завтра, для меня, патриота, совсем небезразлично. Поэтому инвестиции в будущее поколение (для справки: доля федерального бюджета в финансировании нацпроекта «Образование» в ЯНАО на 2006 год составляет 57,7 миллиона рублей, а из региональной казны на проект направлено 1 миллиард 773 миллиона) на Ямале рассматриваются однозначно - это инвестиции в будущее региона, в будущее страны.

"Известия"