Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Как заманить крестьянина на рынок

Добавлено: 2009-05-21, просмотров: 4608


 

ЕКАТЕРИНБУРГ. Сельскохозяйственные рынки — очень важный элемент торговой среды, терять который ни в коем случае нельзя. Важно сохранить многообразие форм торговли, чтобы у покупателя имелся выбор. Но в последние два десятилетия сегмент сельхозрынков практически не развивался.

Хотя торговля в целом росла очень бурно, появилась даже новая потребительская культура, в современных торговых центрах теперь не только покупают, но и отдыхают. И ведь когда-то такими местами людского притяжения были именно сельхозрынки.

Сейчас появились попытки оживить этот вид торговли: в областном центре пытаются строить новые сельскохозяйственные рынки, проводят ярмарки выходного дня, где селяне продают овощи, мёд, рыбу, молочные и мясные продукты. Но только одними этими мерами проблему вряд ли удастся решить. Нужно, чтобы у производителя сельхозпродукции появился интерес привозить свою продукцию на рынок. А этого порой и нет.

Сегодня в Екатеринбурге работают всего три розничных сельскохозяйственных рынка. Кстати, сельскохозяйственным рынок может считаться в том случае, если в общем объёме реализуемой продукции сельскохозяйственная составляет не менее 80 процентов, причём не менее половины этой продукции должно поступать от местных производителей.

Три рынка на такой огромный город — это очень мало. В 2006 году на каждую тысячу екатеринбуржцев приходилось по 13 квадратных метров торговой площади сельхозрынков при норме в 30 метров. Но тогда в городе ещё существовал Центральный рынок. Сейчас ситуация ещё хуже.

Кстати, в августе 2006 года вышло постановление главы Екатеринбурга, предусматривающее увеличение количества сельскохозяйственных рынков. Планировали построить семь сельскохозяйственных рынков. Но кризис вмешался в эти планы. Скорей всего, в ближайшем будущем из этих семи рынков в городе появятся только три. Оказалось, что проект строительства сельскохозяйственного рынка малопривлекателен для инвестора. Ведь уже существующие рынки сталкиваются с большими проблемами, и мы не видим всплеска торговой активности на них.

Несмотря на ограниченное количество сельскохозяйственных рынков в Екатеринбурге, на них не используется значительная часть торговых мест. Так, по словам директора Шарташского рынка Александра Пьянкова, на этом рынке в апреле были свободны 70 процентов торговых мест, предназначенных для реализации сельскохозяйственной продукции.

— У меня полно мест, не занято много прилавков в мясных рядах, то же самое — в торговле молочными продуктами, овощами, — рассказывает Александр Пьянков.

Отчего же так происходит? Почему остаются пустыми рыночные ряды? Ответ таков: торговля на рынке зачастую уже не приносит желаемого дохода.

Накануне пасхальных праздников Александр Пьянков получил от торговцев мясом, работающих на Шарташском рынке, письмо с просьбой снизить плату за аренду торговых мест. По словам моего собеседника, стоимость услуг на рынке в этом году не поднималась. Зато резко упали объёмы продаж, выросли иные расходы у самих торговцев, многие из которых, к тому же, занимаются и выращиванием скота.

— Реализация мяса, по сравнению с прошлым годом, снизилась в два раза. Продажи тают с каждым днём. Что люди едят — непонятно. Хотя мы мясо очень дёшево продаём, — делится переживаниями продавец на Шарташском рынке Светлана Караганова.

Светлана Степановна имеет в Каменском районе 15 гектаров земли под зерновыми, столько же — под картофелем, держит около 70 голов свиней. Рассказывает, что за минувший год существенно выросли тарифы на газ, электроэнергию, подорожали корма, а тут ещё и торговля упала. Так что концы с концами сводит с трудом. В такой же ситуации оказались и другие реализаторы на Шарташском рынке. Поэтому и обратились к руководству рынка с просьбой снизить цены за место.

— А я снизить цену за место не могу, она и так осталась на уровне прошлого года. Мы сами вынуждены с этого года платить больше: у рынка выросли платежи за аренду земли, за коммунальные услуги. В прошлом году муниципалитет предоставлял рынку льготу по платежам за арендуемые помещения. В этом году такой льготы, возможно, не будет, тогда придётся вообще цены поднять, — говорит Александр Пьянков.

Стоимость торгового места в мясных рядах составляет сейчас около тысячи рублей в день, в овощных рядах — около трёхсот. Плюс — затраты на дорогу, доставку продукции. Если это стало непосильным грузом для тех, кто торгует здесь постоянно, стоит ли ожидать притока других продавцов? Так, может, меры по оживлению торговли сельскохозяйственной продукцией стоит дополнить другими — по поддержке этого важного сектора торговли? Чтобы торговое место обходилось для продавца дешевле, чтобы производитель сельхозпродукции из глубинки мог, не считаясь с затратами на дорогу, выбраться на столичный торг.

— Конечно, мы не металлурги, и рынки сельскохозяйственные пострадали от кризиса меньше заводов, но и мы держимся из последних сил. Но, если речь идёт о том, что рынки нужны, давайте дадим им льготы по той же аренде. И тогда пойдут на рынки и продавцы, и покупатели. Здесь и так продукция дешевле, чем в супермаркетах, к тому же она и лучше, — высказывается на сей счёт Александр Пьянков.

Когда готовил материал, в поездке по одному из районов области разговорился на эту тему с владельцем личного подсобного хозяйства. У него проблема: трудно реализовать скот.

— Раз так, почему не торгуете мясом на рынке? — спрашиваю его.

— А вы пробовали попасть на рынок?

Сам он, оказывается, не пытался, но слышал, что это сопряжено с какими-то трудностями. Когда же я сказал ему, что рынки полупустые, поверил не сразу.

Чего скрывать, наш крестьянин ещё в лихие девяностые годы взял за правило обходить рынки стороной, дабы не иметь проблем с перекупщиками, миновать поборы. И эта привычка укоренилась. Теперь предстоит вновь заманить крестьянина на рынок. Но удастся это только тогда, когда сам он почувствует выгоду от такой торговли.

 

"Областная газета"