Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Мнение эксперта

Добавлено: 2011-10-17, просмотров: 2929


Кластеры остановят развал ЖКХ

 Екатеринбург. Недавно президент страны Дмитрий Медведев в формате видеоконференции решил посмотреть, что происходит в сфере российского ЖКХ, так сказать, на региональном и местном уровнях, как выполняются его поручения по решению многочисленных проблем отрасли.

 

Внимание главы государства к этой сфере, в общем-то, понятна. Тема ЖКХ имеет особую социальную остроту. Не случайно в последнее время Д.Медведев провёл целый ряд совещаний по данному поводу, в том числе – заседание президиума Государственного совета в Нарьян-Маре, где обсуждались системные проблемы модернизации отрасли.

 

Напомним, что в жилищно-коммунальной сфере страны сегодня обращается порядка 3 триллионов рублей. По данным Минрегиона РФ, 60 процентов объектов и инженерных сетей ЖКХ в настоящее время полностью изношены и требуют срочной замены. Однако 96 процентов населения исправно оплачивает коммунальные услуги, хотя значительная часть этих средств до конечных получателей – поставщиков коммунальных ресурсов – доходит не вовремя либо попросту исчезает. Почему?

 

В ходе видеоконференции вскрылась довольно жуткая картина. Подтвердилось, что в отрасли царят коррупция и воровство, во многих регионах и муниципалитетах «коммуналка» оказалась в руках мошенников. Разрыв между качеством предоставляемых услуг и их стоимостью растет, больно ударяя по карманам населения. По информации Росфинмониторинга, объем сомнительных операций в сфере ЖКХ России сейчас составляет примерно 10 млрд. рублей в квартал. А мошенники придумывают новые, все более хитроумные схемы, позволяющие им расхищать коммунальные финансы.

Однако какой-либо контроль тут, как правило, отсутствует. Ответственность размыта. А чиновники толком не занимаются развитием этой жизнеобеспечивающей отрасли.

 

Все это говорит только об одном - кризис в жилищно-коммунальном  комплексе страны продолжается, грозя превратиться в неуправляемый процесс.

 

Иначе и быть не могло. Наблюдаемая сегодня дифференциация социально-экономического развития российских регионов находит полное отражение и в жилищно-коммунальной сфере, что проявляется в состоянии фондов и инженерных коммуникаций, в уровне тарифов на оплату услуг.

Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства, разработанная и принятая к реализации еще в 90-е годы прошлого столетия, определяла лишь общие направления, не учитывала региональные факторы, а также характерные отраслевые особенности.

 

Как следствие, итогом проводимых с 1997 года преобразований в ЖКХ Российской Федерации стало углубление кризисного состояния отрасли. В подавляющем большинстве территорий России сегодня наблюдается дальнейшее ветшание  жилищного фонда, старение инженерных сетей. По официальным данным, 60 процентов объектов и инженерной инфраструктуры ЖКХ в настоящее время полностью изношены и требуют срочной замены. Более того, география регионов, где жилищно-коммунальный комплекс находится на грани полного коллапса, по свидетельству федеральных ведомств, растет невероятно быстрыми темпами.

 

Надо честно признать, что большинство целей, поставленных федеральным правительством перед ЖКХ, остались практически нереализованными - ни в первый (с 1997 по 2003 гг.), ни во второй период преобразований (с 2004 по 2010 гг.). В частности, в сфере эксплуатации жилья так и не получила должного развития конкуренция; не был создан механизм, побуждающий производителей услуг к снижению издержек, тарифов и поддерживая необходимые стандарты качества; не повысилась устойчивость и надежность функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения; продолжает сохраняться низкий объем привлекаемых сюда инвестиций; не решены вопросы мотивации граждан к участию в управлении жилищным сектором.

 

Понятно, что разработка и принятие федеральной концепции развития ЖКХ осуществлялась в условиях слабой разработанности общей теории реформ, изучающей процессы целенаправленного изменения экономических институтов. И это обстоятельство не могло не сказаться на качестве законодательного регулирования экономических преобразований в данной сфере, поскольку общие закономерности процесса реформирования как российской экономики в целом, так и ее административных субъектов, учитывались очень слабо.

 

Но возникает классический вопрос: что же делать? Необходимость ускорения интеграции ЖКХ в рыночное пространство требует, на мой взгляд, применения кластерных инициатив, которые могут обеспечить решение проблем отрасли с позиций их более широкого видения.

 

В современной хозяйственной практике опыт применения кластеров пока невелик, но он имеется, в том числе и в нашем регионе.

 

Например, сравнительно недавно Институт экономики совместно с руководством Свердловской области подготовил специальную программу по повышению инновационного уровня производства на Среднем Урале, включая создание сети промышленных кластеров: в оборонно-промышленном комплексе, металлургии (свободная экономическая зона «Титановая долина»), в фармации, в автомобильной промышленности (на базе Новоуральского завода «АМУР»), в станкостроении («Пумори-СИЗ»). Часть из них успешно действуют, другие еще ждут своего часа, но они настроены - как говорится, хоть сейчас запускай и выводи в ранг современного, работающего рыночного механизма.

 

И сегодня мы видим, что в России начинают конкурировать уже не отдельные субъекты рыночных отношений, а именно кластерные образования, у руля которых стоят не случайные люди с улицы, а современные, грамотные, инициативные, широко мыслящие управленцы. Эффективность такого подхода определяется тем, что с помощью кластеров преодолевается пресловутое узкоотраслевое видение проблем, эти структуры обладают явно интегрирующим характером.

 

Какие же выгоды можно получить, применяя кластерные инициативы в реформировании жилищно-коммунального хозяйства?

 

Кластеры, прежде всего, помогут консолидировать имеющийся в регионе  научно-технический, образовательный и ресурсный потенциал, что позволит повысить уровень менеджмента; улучшить кадровую инфраструктуру; создать систему обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг; упростить процесс создания их стоимости за счет близости покупателей и продавцов; обеспечить основу стимулирования инновационной деятельности.

 

По моему убеждению, кластеризация современной жилищно-коммунальной сферы – один из реальных путей ускорения её интеграции в рыночную экономику, верный способ прекращения деградации экономики ЖКХ.

 

Но кластеры - это не механическое соединение жилищного фонда, коммунальных предприятий и сопряженных отраслей, а система, направленная одновременно и на качественное удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей населения, и на развитие саморегулируемых структур.

 

Поэтому под жилищно-социальным кластером надо понимать локальную, горизонтально-распределенную совокупность взаимосвязанных участников финансовой, социальной, инвестиционной и экономической деятельности, обеспечивающих рациональное использование жилищно-социальных активов, «прозрачность» отрасли, ответственное предоставление важных услуг, оптимизацию системы расчетов, комплексное внедрение инновационных технологий. А все это достигается на основе согласования интересов сторон - участников процесса.

 

Таким образом, можно четко выделить отдельные компоненты регионального жилищно-социального кластера, которые составят:

 

материальную основу: жилищный фонд, объекты транспортной, энергетической и т.п. инфраструктуры;

экономическую основу: взаимозависимые и в то же время достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, содержащие комплекс зданий, сооружений, в том числе -промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного обслуживания жилых домов, инженерных сетей и коммунального оборудования;

финансово-инвестиционную основу:  инвестиционные фонды, банки и другие специализированные провайдеры финансовой инфраструктуры;

институциональную основу: государственные, муниципальные и другие организации;

социальную основу: профессиональные союзы, ассоциации, общественные организации потребителей жилья и коммунальных услуг.

 

Учитывая, что формирование жилищно-социального кластера призвано обеспечить интеграцию социально-экономических интересов, этому может способствовать проведение на рынке услуг единой ценовой и тарифной политики, расширение объема и повышение качества производства, усиление предпринимательской и социальной ответственности, укрепление финансовой дисциплины, внедрение инновационных технологий, создание условий для привлечения инвестиций, получение агломерационных эффектов.

 

В частности, анализ проблем и тенденций развития жилищно-социальной сферы убеждает в том, что активное внедрение информационных технологий  способствует ускорению и сохранению направленности финансовых потоков и позволяет говорить о значимости создания единых расчетных организаций в реформировании данной отрасли.

 

В целом же можно ожидать, что внедрение жилищно-социальных кластеров способно обеспечить решение целого ряда стратегических задач, включая получение синергетического эффекта, предотвратить дальнейший жилищно-коммунальной сферы регионов, перестав быть дотационной отраслью.

 

Не получится? А давайте попробуем!

 

 

Сергей Баженов,

 

заместитель директора Института экономики

 

Уральского отделения РАН