Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



До школы вертолетом можно долететь

Добавлено: 2012-06-28, просмотров: 1364


ЕГЭ начинается с окраин - с Камчатки

Ежегодно около 800 тысяч российских школьников сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ) и получают путевку в большую жизнь. В России первым начинает сдавать ЕГЭ Дальний Восток. Как прошла аттестация камчатских школьников, какие проблемы выявились на этот раз? На эти и другие вопросы отвечает член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного собрания Камчатского края Валерий Андреевич Пономарев и проректор Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Олеся Анатольевна Глущенко.

Валерий Андреевич, сначала - о проблемах камчатских школ.

Валерий Пономарев: Эти проблемы, в общем-то, известны. Во-первых, не хватает преподавателей по физике, математике, химии, физкультуре. Например, в средней общеобразовательной школе поселка Сокоч (Елизовский район) физику преподают дистанционно, т.е. через Интернет. Потому что нет профильного учителя. К сожалению, профессия школьного учителя стремительно теряет престиж. И, наверное, не только на Камчатке.

Во-вторых, удаленность районных школ на Камчатке делает их почти неконкурентоспособными по сравнению со школами центра края. Там нехватка учителей чувствуется еще острее, что, разумеется, сказывается на качестве обучения. К тому же - расстояния: добраться из районных школ до столицы Камчатского края зачастую составляет немалую проблему. Например, из некоторых школ Олюторского района нужно лететь два часа вертолетом до районного аэропорта, а затем три часа самолетом до Петропавловска-Камчатского. Я не говорю уже о полетах жителей края в Москву. При неблагоприятных погодных условиях дорога может занимать иногда до двух недель.

Тем не менее что-то меняется?

Валерий Пономарев: Безусловно. За истекшее время, когда был назначен новый губернатор - Владимир Илюхин, сделано немало. Снижены в два раза тарифы на перевозку местных жителей из отдаленных районов в столицу края. Заработала программа по привлечению молодых специалистов. Им сразу, по приходу на работу в поселковую школу предоставляют квартиру. Плюс ежегодное денежное пособие. Скажем, в поселках Ичинский, Крутогоровский Соболевского района, селах Карага, Ивашка, Тымлат, Ильпырское Карагинского района, а также селах Тигильского, Олюторского, Алеутского, Пенжинского районов по окончании первого года работы выплачивается 50 тысяч рублей, второго года - 75 тысяч и третьего года работы - 90 тысяч рублей.

В 2011 году ежегодное денежное пособие получили 32 молодых учителя сельских школ. К тому же в соответствии с приказом Министерства образования и науки Камчатского края для молодых специалистов, впервые приступившим к педагогической деятельности, установлены надбавки к окладам: в первый и второй год работы - в размере 50 процентов, в третий - 40 процентов. Плюс ежемесячные денежные выплаты на содержание и ремонт жилого помещения или его наем, включая коммунальные платежи.

Для привлечения молодых специалистов проводятся встречи с выпускниками Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга и Камчатского педагогического колледжа, на которых предлагаются имеющиеся вакансии в школах края, рассказывается об оплате труда, о льготах, программе льготной ипотеки молодым учителям.

Не забыты и выпускники школ. Они имеют преимущественное право обучаться за счет бюджета в государственных высших учебных заведениях Камчатки.

Как выглядят результаты сдачи ЕГЭ на Камчатке по сравнению с другими регионами России?

Валерий Пономарев: Мы не лучше и не хуже. Находимся в середине. В нынешнем году, скажем, по русскому языку только 57 человек (3,58 процента) не набрали минимального количества баллов. В 2011 году несдавших было больше - 4,3%

По данным министерства края, самый высокий результат по математике составил 96 баллов. Их набрали два выпускника школы N 33 в Петропавловске-Камчатском и школы N 8 Елизовского муниципального района.

А что делаете лично вы для улучшения результатов ЕГЭ в Камчатском крае?

Валерий Пономарев: Я со своими единомышленниками - депутатами Законодательного собрания Камчатского края уже третий год подряд организую дополнительную подготовку выпускников к сдаче единого государственного экзамена в ряде камчатских школ. Когда наиболее подготовленные учителя во внеурочное время "натаскивают" одиннадцатиклассников, чтобы те чувствовали себя уверенно на выпускных экзаменах. И это дает положительные результаты.

Настало время спросить, а как вы лично относитесь к ЕГЭ?

Валерий Пономарев: Мне думается, что замысел хороший. Разумеется, саму процедуру тестирования и принятия решений по его итогам нужно совершенствовать. И этот процесс безостановочно идет. Но есть, на мой взгляд, одно внутреннее системное противоречие в самих заданиях.

Интересно, какое?

Валерий Пономарев: Полагаю, уровень сложности задач на ЕГЭ не соответствует уровню требований к знаниям, получаемым учащимися в средней школе. Т.е. стандарты ЕГЭ выше по сложности стандартов школьного образования. Если школьнику не преподавали какую-то теорему в стенах школы, потому что ее нет в школьной программе, значит, этой теоремы не должно быть в задачах ЕГЭ.

Что вы хотели бы пожелать устроителям ЕГЭ?

Валерий Пономарев: В первую очередь - терпения и выдержки. Во вторую очередь - уметь слышать окраины.

Кстати, как вы относитесь к инициативе президента РФ Владимира Путина, заявившего, что в России всех детей надо страховать от несчастного случая?

Валерий Пономарев: Разумеется, положительно. Более того, я будучи депутатом Законодательного собрания Камчатского края четыре года подряд из личных средств страховал всех детей своего избирательного округа от несчастно случая, всего - около 7000 человек. Инициативу подхватили и некоторые другие депутаты. В этом году мы продолжили эту новацию.

ЕГЭ

Диалог о ЕГЭ продолжает проректор Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Олеся Анатольевна Глущенко.

Олеся Анатольевна, сформулируйте свое отношение к ЕГЭ. Что вы хотели бы изменить в Едином Госэкзамене?

Олеся Глущенко: Идея ЕГЭ непорочна в своей основе, потому что ребенок сдает экзамен в школе и больше не сдает экзаменов при поступлении в ВУЗ. Одной формой аттестации, если можно сказать, убиваются два зайца. Но при всей положительности идеи в ЕГЭ есть немало технических сложностей, которые создают экзаменам двойственный ореол. Тестовая форма не всегда охватывает все знания, творческие умения, индивидуальные особенности испытуемого.

Еще одно слабое место ЕГЭ - это качество самих контрольно-измерительных материалов (КИМов). Они бесконечно совершенствуются. Да, они становятся более человечными, допускается больше творческих заданий. Но опять-таки качество КИМов должно проходить такую экспертизу, чтобы не было апелляций. А они поступают до сих пор. Я думаю, тут должна быть экспертиза широкого вузовского сообщества, а не только отдельной организации, которая готовит эти КИМы.

Третий нюанс, может быть, самый важный. У каждого ВУЗа есть своя специфика и у каждой специальности тем более. И надо оставлять более широкий коридор возможностей для введения в каждом конкретном вузе своего дополнительного экзамена, хотя бы в форме собеседования. Потому что мы берем кота в мешке. Мы видим абитуриентов только в момент подачи документов, и не можем объективно оценить их знания, психологическую готовность к овладению выбранной специальностью. И как следствие, возникает очень большой процент тех детей, которые меняют специальность уже на 2-3 курсах.

Например, ситуация со специальностью "Логопедия". Мы должны принимать тех выпускников, которые будут работать с дефектами речи. Но тот формат, в котором сдают вступительные экзамены будущие логопеды, не позволяет проверить их речевые навыки. Складывается парадоксальная ситуация, иной логопед сам имеет дефекты речи. К сожалению, у ВУЗа права отсечь таких людей нет. Что в наших возможностях? Можем только посоветовать студенту перевестись на другую специальность, близкую логопедии.

И последний вопрос. На какие специальности в вашем университете существуют конкурсы?

Олеся Глущенко: Если говорить о прошлом годе, конкурс был на все гуманитарные и педагогические специальности, на экономику и естественнонаучные специальности. Было очень много бюджетных мест на физмате. Однако при зачислении конкурс оказался низким. В этом году ситуация изменилась: на физмате мало бюджетных мест.

Мы уже несколько лет не набираем на некоторые учительские специальности - "Математика", "Физика", "Информатика". Объяснение простое: профессия учителя не пользуется спросом. К сожалению, это трагедия для нас и для края. Физмат у нас сейчас больше ориентирован на подготовку и выпуск по классическим специальностям: "Прикладная информатика", "Прикладная математика и информатика", "Прикладная геология", "Геофизика". Выпуск учителей будет еще несколько лет, но может и вовсе прекратиться, потому что, например, на физмате уже два года нет набора на учительские специальности

Беседовал Олег Климов