Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Мнение эксперта. Кто в доме хозяин?

Добавлено: 2012-06-28, просмотров: 1823


 Сергей БАЖЕНОВ,

заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН, кандидат экономических наук

 

Систему ЖКХ в народе часто называют иронично и без затей: это чемодан без ручки – нести тяжело, а бросить невозможно. Однако задача реформирования ЖКХ имеет столь колоссальное значение для государства, что может и должна быть, наконец, решена.

Ряд территорий Уральского федерального округа достаточно активно вступили в процесс модернизации этой нужной, но крайне запущенной отрасли. Как известно, одна из главных задач реформы – не только привлечь сюда солидные инвестиции, но и создать эффективно-конкурентную среду и когорту грамотных хозяйствующих собственников. Из этого следует совершенно определенный вывод: необходимо системно, настойчиво развивать в сфере ЖКХ здоровый соревновательный процесс, упорядочить распоряжение бюджетными средствами и субсидиями, обеспечить проведение аудита расходов предприятий этой отрасли. Наконец, жильцы должны сами определять номенклатуру и объем услуг ЖКХ, объединяясь в товарищества собственников жилья, кооперативы и т. д.

Не везде, однако, это удается реализовать в полной мере. Так, органами свердловской прокуратуры в минувшем году было выявлено около 3,5 тысячи нарушений законодательства в сфере ЖКХ. Это на 30% больше, чем в 2010 году. Для их устранения внесено 1005 представлений, в суды направлено 427 исков, по результатам прокурорских проверок возбуждено 21 уголовное дело.

В прокуратуре отметили, что управляющие компании (УК) повсеместно не выполняют обязательства по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению надлежащего качества коммунальных услуг и обеспечению безопасности жителей. Серьезные проблемы имеются в сфере законности начисления платы за коммунальные услуги, потребленные в местах общего пользования. Нарушения связаны как с несоблюдением процедуры начисления, так и фактами возложения на граждан обязанности оплаты коммунальных ресурсов, потребленных кем угодно, только не жильцами домов. Бесконтрольность управляющих организаций при обслуживании и эксплуатации жилого фонда приводит и к совершению откровенно преступных деяний при распоряжении, как бюджетными деньгами, так и денежными средствами, собранными с граждан.

 

 

Но, показывает практика, толковый и рачительный хозяин даже в нынешней ситуации способен эффективно управлять предприятиями жилищно-коммунального сектора.

Помнится в первой половине 2000-х гг. территории, входящие в Уральский федеральный округ, принялись дружно создавать у себя службы заказчика, товарищества собственников жилья (ТСЖ), кооперативы, проводить на конкурсной основе отбор подрядных организаций, включая субъекты малого бизнеса, на предоставление комплекса жилищно-коммунальных услуг. Наиболее удачно этот опыт тогда внедрялся в городе Южноуральске (Челябинская область), на базе которого даже проводились межрегиональные семинары по обмену опытом, и в Тюменской области.

У последних свердловчанам и сейчас можно многому поучиться.

Если проанализировать работу тюменцев, то их регион - вне конкуренции, поскольку они опережают соседей по большинству важнейших показателей. 10-летний опыт работы товариществ собственников жилья в Тюмени даже самых нерадивых хозяев убедит в правильности выбранного пути.

Отдача налицо. И это – очень интересная экспериментальная площадка. Дело в том, что местные ТСЖ управляют не только своими домами, подъездами и «трубами», но и окрестной дворовой территорией. Создавая ассоциации домовладельцев, они берут под свою опеку целые кварталы и микрорайоны, сами определяют, как должна выглядеть их среда обитания, заботятся о поддержании порядка близ жилищ, строят детские и спортивные площадки – словом, по своему усмотрению распоряжаются собственностью. А кто, как не они заинтересованы в наиболее выгодном использовании чердаков, подвалов, придомовых земельных участков, а также сохранении своей собственности для детей, внуков, в повышении ее стоимости и одновременно - снижении затрат на текущую эксплуатацию? Муниципальным властям при таком раскладе остаются лишь хлопоты по содержанию общегородских коммуникаций (включая транспортные магистрали), трамвайных остановок, работа по чистке водоемов, парков и скверов.

Что же в итоге получилось? Сегодня тарифы на содержание жилья в тюменских ТСЖ уже ниже муниципального уровня. При этом квартирная плата в товариществах производится на основании сложившейся сметы затрат, то есть в 100-процентном размере. Оплата коммунальных услуг (тепло, вода и проч.) в ТСЖ осуществляется в соответствии с заключенными договорами с коммунальными предприятиями, по установленным городским тарифам.

 

Работа тюменских властей по реформе ЖКХ в свое время получила высокую оценку российского правительства, которое не раз подчеркивало, что этот опыт может быть использован не только в Уральском федеральном округе, но и по всей стране.

 

Смотрите. Только за два последних года убытки коммунальщиков региона сократились в 2 раза, доходы же предприятий тюменского ЖКХ за это время выросли в 2,5 раза! В рамках реформирования отрасли еще в январе 2003 года совершенно безболезненно тут прошла передача муниципальных электрических (4,5 тысячи км) и тепловых (2,5 тысячи км) сетей, 1258 трансформаторных подстанций, 29 котельных и другого оборудования на баланс ОАО «Тюменьэнерго», были заключены десятки договоров на техническое обслуживание и эксплуатацию объектов, что обеспечило стабильную работу всех систем энергоснабжения. А главное, это позволило ликвидировать лишнее звено в цепи «производитель-потребитель» - оптовых перепродавцов тепловой и электрической энергии, значительно уменьшив стоимость этих услуг.

 

Нашим соседям удалось сократить даже расходы областного бюджета на подготовку к отопительному сезону. Где, у кого, по каким ценам приобретать топливо, сегодня решают сами предприятия ЖКХ, а поставщиков они выбирают по конкурсу. В настоящее время в регионе вводится единая система персонифицированного учета всех получателей льгот и субсидий по оплате услуг ЖКХ, связи, топлива. В ряде муниципальных образований (например, в ОМУ «Викуловский район») успешно идет эксперимент по внедрению специальных счетов граждан, предоставлению таких субсидий населению в денежной форме.

 

Плюсами этой системы можно считать ведение единой технологической политики на всей территории Тюменской области, отсутствие границ пресловутой ведомственной ответственности, возможность привлечения на конкурсной основе частных подрядчиков для обслуживания домов и техники. Не случайно «ноу-хау» тюменцев с успехом применяется уже в Тобольске, ряде других городов региона.

 

Но будем объективными: даже властям Тюменской области удалось лишь приостановить кризис в коммунальной сфере. И пусть осторожно, но целенаправленно здесь начинают исправлять ситуацию, ищут нестандартные ходы и решения. Так, в Тюмени сегодня подошли вплотную, пожалуй, к самому сложному периоду реформы отрасли, когда человек, гражданин, потребитель должен стать главным звеном в системе ЖКХ, на интересы и запросы которого будут ориентироваться поставщики тепла, воды, электроэнергии и других коммунальных услуг.

 

Как видно, процесс реформирования ЖКХ реально осуществим, если он управляем и находится под контролем властей, а «буксует» там, где недостаточно четко организован, где не хватает воли, координации усилий, средств, а очень часто – обычной инициативы, настойчивости и терпения.

 

Источник: www.uiec.ru