Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Все еще бесплатное

Добавлено: 2012-07-27, просмотров: 1437


Кабинет министров одобрил законопроект об образовании

Дмитрий Медведев отвел правительству неделю на доработку законопроекта. Фото: ИТАР-ТАСС
Дмитрий Медведев отвел правительству неделю на доработку законопроекта. Фото: ИТАР-ТАСС
Премьер-министр Дмитрий Медведев отвел правительству еще неделю на доработку нового законопроекта об образовании, после чего собирается внести его на рассмотрение Государственной Думы.

26 июля кабинет министров одобрил новые основные нормы в образовательной сфере. Работа над законопроектом затянулась - только общественная дискуссия продолжалась более полутора лет. Накануне заседания правительства Дмитрий Медведев на встрече с экспертами "Открытого правительства" однозначно дал понять, что Белый дом больше не намерен ждать с принятием документа, которому еще предстоит прохождение через парламент.

До сих пор образование жило на основе базового закона от 1992 года, который даже с учетом постоянно вносившихся в него поправок не мог не отстать от времени. "Наше образование принято ругать, - заметил Медведев. - Я принимал участие в обсуждении закона об образовании, разные точки зрения высказывались, но надо признать, что наше образование все-таки живо". В доказательство премьер-министр зачитал свежие новости: национальная сборная по физике в среду вернулась с Международной физической олимпиады с тремя золотыми и двумя серебряными медалями.

Принятие нового закона и соответствующей госпрограммы развития образования потребует внести изменения более чем в 100 федеральных законов. Потребуется и дополнительное финансирование: на увеличение зарплат педагогических работников, на повышение стипендий, на перераспределение полномочий в сфере образования. "Они будут осуществляться в пределах предусмотренных на эти цели бюджетных ассигнований", - подчеркнул глава правительства. Только в 2013 году необходимо дополнительно выделить из федерального бюджета 16 миллиардов рублей, а из региональных - более 400 миллиардов.

- Закон должен не только решить проблемы образования, но и стать основой развития человеческого потенциала в стране, - заявил Медведев и сразу же обозначил главный фундаментальный закон для российского образования: - Образование в России, и хотел бы специально это подчеркнуть, было и останется бесплатным.

Это не единственная основополагающая вещь законопроекта. "Все социальные гарантии нашли в законопроекте свой окончательный вид, - подчеркнул премьер. - Они сформулированы и должны быть уже раскрыты в других законодательных актах или превращаться в нормы прямого действия".

Медведев выделил еще несколько особенностей документа. Так, законодательно закрепляются нормы для внедрения современных образовательных технологий, что позволит в такой большой стране обеспечить максимально равную доступность образовательных услуг. "Независимо от того, где учится ребенок, будь-то столица или отдаленная деревня, у него должна быть возможность выбрать так называемую индивидуальную траекторию обучения", - напомнил глава правительства.

Особое внимание будет уделяться модернизации системы подготовки рабочих кадров, которую сконцентрируют в учреждениях среднего профессионального образования, учебных центрах и на производстве. Премьер попросил не забыть и о системе начального профессионального образования.

Широкой дискуссии по поводу законопроекта не получилось. Видимо, его обсуждение и доработка шли и без того достаточно долго. А премьер мысленно уже находился на стадии прохождения документа через Госдуму. "Вносить мы его будем, несмотря ни на что, - заявил Медведев. - Тем не менее, он должен приобрести окончательный вид и, если хотите, более беспроблемную форму для дальнейшего движения через Государственную Думу". И глава правительства поинтересовался у министра образования и науки Дмитрия Ливанова, какие могут возникнуть сложности в парламенте.

- Принципиальная позиция, которая действительно позволит нам получить бесконфликтное обсуждение в Государственной Думе, - это сохранение в полном объеме тех льгот, которые действуют уже сегодня, - считает министр. - Отказ от этих льгот будет воспринят, естественно, негативно и даст обильную почву для критики законопроекта.

Второе слагаемое успеха законопроекта среди депутатов - это законодательное закрепление обязанности государственных органов финансировать образовательные услуги с учетом их качества и объема по нормативу, который позволяет установить среднюю зарплату педагогическим работникам на уровне не ниже, чем средняя зарплата по экономике соответствующего региона.

При соблюдении этих условий, уверен Ливанов, в первом чтении документ получит абсолютное большинство голосов.

С чем в Минобрнауки проблем не видят, так это с внедрением новых принципов образования. Дмитрий Ливанов рассчитывает, что закон будет принят, если не до конца года, то в первые месяцы следующего. "Внедрение закона не вызовет проблем, потому что предусмотрена преемственность с предыдущим законом, - подчеркнул глава Минобрнауки. - Он вступит в силу сразу же после принятия".

Комментируя состоявшуюся накануне дискуссию в рамках "Открытого правительства", на которой премьер подтвердил курс на сокращение числа вузов в стране, Ливанов рассказал, что в следующие два-три года высших учебных заведений может стать меньше на 20 процентов, а филиалов вузов - на 30. "Мы будем делать так, чтобы хорошо работающие вузы развивались, а плохо работающие получали понятный сигнал", - заявил министр. Отстающие учебные заведения должны будут либо улучшать свою работу, либо становиться частью более сильных вузов, или же прекращать свое существование.

При этом государство будет стремиться к тому, чтобы сохранить отраслевые вузы, и им гарантирована государственная помощь. Кроме того, есть понимание, что в каждом регионе должен быть свой вуз.

На заседании правительства рассматривался еще один социально значимый вопрос - о введении ежемесячной денежной выплаты семьям в связи с рождением третьего или последующих детей до достижения ими трехлетнего возраста. Кабинет министров принял решение зарезервировать почти 6 миллиардов рублей из федерального бюджета. Размер пособия, сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, установят на уровне прожиточного минимумы в каждом отдельном регионе. Таким образом, он будет варьироваться от 6 до 12 тысяч рублей.

Субсидии рассчитаны для тех регионов, в которых суммарный коэффициент рождаемости ниже, чем средний по стране, составляющий 1,569. Те же регионы, где коэффициент естественного прироста населения превышает 5 единиц на тысячу человек, получать господдержку не будут.

Топилин также рассказал, что до 15 сентября его министерство внесет в правительство проект стратегии развития пенсионной системы, в котором будет отражено решение по накопительной части пенсии. Ранее в кабинете министров шли споры по поводу того, стоит ли отменять накопительную часть и делать ее добровольной. 

Прямая речь

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:

- У нового закона "Об образовании" хорошие перспективы. Думаю, он будет принят либо в конце этого, либо в начале следующего года. В Госдуму он будет внесен уже в июле и после летних каникул депутаты приступят к рассмотрению. Поскольку закон сложный, мы его разошлем во все регионы. С учетом этого первое чтение в Думе состоится, скорее всего, не раньше октября. В 2013 году закон вступит в силу - сразу и целиком. Его внедрение не вызовет особых трудностей, так как в тексте нового документа заложена преемственность действующих сегодня норм.

Один из волнующих общество пунктов закона - расширение круга организаций разных форм собственности, где можно будет получать бесплатное образование. С уверенностью могу сказать: все действующие нормы лицензирования и аккредитации сохраняются, но добавляется процедура контроля качества. В каждом учебном заведении или образовательной организации Рособрнадзор сможет проводить контроль освоения учебной программы того или иного уровня. Для государства, как заказчика, не важно, в каких правовых и юридических формах собственности находится организация, императив здесь - высокий уровень качества подготовки, который мы будем и дальше жестко контролировать.