Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Проверяйте сдачу

Добавлено: 2012-09-06, просмотров: 1378


В Госдуму поступил законопроект об образовании

Каких знаний можно ждать, если зачеты банально покупаются? Фото: Photoxpress
Каких знаний можно ждать, если зачеты банально покупаются? Фото: Photoxpress
Правительство внесло в Госдуму законопроект "Об образовании в Российской Федерации".

Он разработан с целью замены двух базовых законов в этой области - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятых в 1992 и 1996 годах. Депутаты намерены рассмотреть документ в первые дни осенней сессии, но его обсуждение уже началось.

Сегодня в обществе идут жаркие споры о коррупции в вузах, о том, что коммерческое образование стало источником дохода, сопоставимым с нефтегазовым бизнесом. О зарплатах ректоров ведущих вузов ходят легенды. О том, способен ли будет новый закон победить коррупцию в образовании и какие еще шаги нужно предпринять, чтобы очистить высшую школу от этого зла, рассказал член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

Компетентно

Анатолий Выборный:

-Злоупотребления среди руководителей учебных заведений сегодня действительно стали почти повсеместным явлением. Появилась реальная угроза: образовательные учреждения рискуют превратиться в закрытые рассадники коррупции. А это - крайне болезненное явление, оно затрагивает каждого жителя страны.

Бесконечные поборы при поступлении в учебные заведения и в процессе учебы вовлекают в коррупционные схемы огромное число людей - преподавательский состав, родителей, студентов, учащихся. Коррумпированность системы образования превращается в проблему общенационального масштаба.

Как изменить эту тяжелую ситуацию? Ясно, что необходимы решительные действия. Наказание за факты коррупции в системе образования должно быть не только неотвратимым, но и действенным, даже, я бы сказал, показательным. На мой взгляд, необходим ряд конкретных мер, способных пресечь коррупцию в образовании.

Во-первых, нужно внедрять в законодательство механизмы контроля за доходами и расходами руководства учебных заведений, а в перспективе - и всего преподавательского состава. Такая мера принята в отношении чиновников, и она пусть не кардинально, но позволяет менять положение. Строгий контроль позволит сделать систему образования более открытой и честной, исключит из коррупционного оборота большое число людей.

Во-вторых, сам процесс образования нужно сделать более прозрачным. Для этого имеет смысл создать в вузах антикоррупционные комиссии, которые могли бы отслеживать факты возможных правонарушений и своевременно реагировать на них.

В-третьих, наряду с законодательными изменениями необходимо развивать и механизмы общественного, этического контроля за образовательным процессом. Это возможно, например, через создание комиссий по этике и нравственности в учебных заведениях. В их деятельности могут принимать участие как представители учреждений, так и родители с детьми.

Чтобы эта форма контроля не стала виртуальной, заинтересованные стороны должны подписать соответствующие этические хартии и взять на себя моральные обязательства не нарушать нормы закона и не поддаваться коррупционным соблазнам .

Иными словами, необходимо активизировать нравственный, этический потенциал общества для противодействия этому пороку и целенаправленно формировать внутреннее убеждение в том, что жить честно - престижно. Это совершенно необходимо, потому что коррупцию не устранить лишь усилиями государства и законодателя.

И те, кто подпитывает зло своими подачками, и те, кто их принимает, должны понять, что коррупция в школе не только отвратительна, но и опасна не менее, чем детский алкоголизм или табакокурение. Ведь она прививает молодым людям чувство, что законы можно и не исполнять. Более того, она способствует моральному и нравственному разложению еще не сформировавшейся личности.

Если мы хотим повысить привлекательность нашего образования и его место в мировых рейтингах, то необходимо в том числе выработать системный подход по обеспечению профилактики правонарушений коррупционной направленности в процессе обучения. Всем заинтересованным участникам образовательного процесса необходимо задуматься о последствиях, в том числе уголовно-правовых, прежде чем идти на коррупционные нарушения. В связи с этим всем, кому небезразлично будущее российского образования, нужно подключаться к мониторингу процесса вступительных испытаний в учебные заведения и сообщать о фактах коррупции в правоохранительные органы.