Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Полевое беззаконие

Добавлено: 2012-09-19, просмотров: 1346


Рынок экопродуктов нуждается в нормативном акте

Развитие органического сельского хозяйства - это шанс для России занять значительную долю формирующегося рынка, снизить импортозависимость и облегчить сельхозпроизводителям интеграцию в ВТО. Для этого необходимы закон об органическом сельском хозяйстве, технический регламент на органическую продукцию и господдержка экопроизводителей.

Сегодня методы ведения сельского хозяйства во всем мире переживают глубокое реформирование. Специалисты признают, что одновременно с проблемой голода должны быть решены проблемы влияния сельского хозяйства на окружающую среду и здоровье человека. Технологии интенсификации в сельском хозяйстве потеряли свою эффективность. Сама проблема голода нуждается в корректировке: по данным ВОЗ, на каждого голодающего человека в мире приходится трое переедающих. В развитых странах основные потери сельскохозяйственной продукции происходят на самих фермах (около 40%) и во время транспортировки (еще 40%). В США более 50% сельскохозяйственной продукции выбрасывается. В такой ситуации наращивать объемы производства бессмысленно.

По технологиям интенсификации на производство продуктов питания тратится намного больше энергии, чем получается взамен. Увеличение объемов использования удобрений уже не вызывает соответствующего роста урожайности. Почва в результате химической атаки деградирует, снижается плодородие, происходит опустынивание и засоление, нарушаются экосистемы, что требует колоссальных денег на восстановление экологии. В России удобрения вносятся на 44% пахотных земель, ежегодные государственные дотации на химические удобрения составляют 5,5 млрд руб. На эти деньги можно с нуля за один год построить и запустить 183 экофермы, которые будут иметь оборот 3 млрд руб. в год, что даст государству 180 млн руб. налогов. Рабочие места получат около 20 000 человек. Экофермы смогут принять 15 000 туристов, включая иностранных. Россия получит 500 тыс. тонн органического мяса в год, 2 млн литров натурального молока, 440 тыс. экологически чистых яиц, 400 тонн органического картофеля. А за 10 лет число ферм могло бы вырасти до 1830.

Сельское хозяйство сегодня занимает лишь 2,3% ВВП России, в некоторых странах этот показатель достигает 80%. Никто не считал совокупных потерь от содержания пустующих территорий, социальных выплат сельским безработным, восстановления экологии, лечения населения от последствий употребления некачественной еды. Вступление в ВТО только усугубляет ситуацию. Тысячи мелких фермеров никогда не найдут рынок сбыта своей массовой продукции и не вылезут из долговой ямы.

Для экопроизводителей ВТО это хороший шанс прорваться на внешний рынок органических продуктов питания, который раньше для России был закрыт. В России почти 40 млн га на протяжении 20 лет не получали удобрений, а значит, они могут быть использованы под органическое сельское хозяйство. У нас 38% мировых запасов чернозема, огромные запасы пресной воды, среднедушевая обеспеченность пашней 1,5 га, разнообразие климатических условий, большое количество экологически чистых дикоросов. По нашим подсчетам, России уже в ближайшее время по силам занять 15-20% мирового рынка органических продуктов. По данным IFOAM, сейчас объем российского рынка экопродуктов составляет 60-80 млн долл. (0,1% от всех продуктов питания), в основном это импорт. Причем развиваться может как экспорт, так и внутренний рынок. По оценкам социологов, 40-70% россиян готовы платить за качественную экологически безопасную продукцию.

В России почти 40 млн. га на протяжении 20 лет не получали удобрений, а значит, они могут быть использованы под органическое сельское хозяйство

Наиболее острым вопросом для отрасли является контроль качества органической продукции, так как в органическом сельском хозяйстве должна контролироваться вся технологическая цепочка производства - от земли и до прилавка. Кроме того, есть обязательный срок конверсии. Благодаря отсутствию технологий интенсификации - ГМО, гормонов роста, антибиотиков, химикатов - в органическом сельском хозяйстве урожайность в 2-3 раза ниже, чем в традиционном. Все это накладывает дополнительные расходы на экопроизводителей и, в конечном итоге, приводит к высокой конечной стоимости продукта. Необходимо продумывать меры поддержки экопроизводителей и искать способы приблизить цены органических продуктов к возможностям среднего покупателя. Наиболее оптимальным вариантом является создание систем добровольной сертификации на основе утвержденного на государственном уровне техрегламента, а также внутренних стандартов качества в профессиональных объединениях. По мировому опыту снизить цену на органические продукты на 10-30% могут меры государственной поддержки: субсидии, преференции при госзакупках, масштабные рекламные кампании, призывающие к употреблению экопродуктов, экскурсии на экофермы.

Сегодня органическое сельское хозяйство практикуется в 160 странах. Мировые продажи органических продуктов питания и напитков достигли 59 млрд долл. в 2010 году. Ежегодный рост рынка органических продуктов питания в среднем составляет 20%.

Однако, чтобы выдержать конкурентную борьбу, России нужно обучиться новым технологиям, обкатать их на практике и самое главное - создать нормативно-правовую базу. До сих пор этот перспективный рынок находится в состоянии хаоса и правового вакуума, отсутствует закон об органическом сельском хозяйстве, не определено даже само понятие, нет общепринятой системы контроля качества. Любой производитель может писать на этикетке "био", "эко", "органик" без обязательств перед покупателями.

Проект закона "О производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции" уже несколько лет ходит по кабинетам минсельхоза. Российские экопроизводители написали открытое письмо министру сельского хозяйства, где просят, чтобы закон и стандарты качества органической продукции были наконец приняты с учетом того, что это стратегически важное для России направление. Необходимо учитывать емкость рынка, возможности экспорта, расстановку сил, необходимость подготовки квалифицированных кадров. Необходимо сегментировать рынок, отделить настоящих экопроизводителей и поддержать их.

Письмо получило поддержку министра. Партнеры объединения, подписавшие письмо, вошли в состав рабочей группы по разработке закона. Мы очень рады, что минсельхоз не просто нас услышал, но и пошел на открытый диалог и позволил вносить предложения.