Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



В УрФО выстроена трехуровневая вертикаль управления и контроля

Добавлено: 2006-04-10, просмотров: 6662


МОСКВА. 7 апреля в Москве состоялось заседание Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, которое провел Глава государства Владимир Путин.

В заседании Совета принял участие полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев.

Как сообщили в пресс-службе полпреда, в своем выступлении на Совете П. Латышев отметил, что "в Уральском федеральном округе для реализации приоритетных национальных проектов выстроена трехуровневая вертикаль управления и контроля (округ, регион, муниципалитеты).

На всех уровнях власти, законами либо подзаконными актами представительных и исполнительных органов власти приняты программы по реализации проектов, в том числе более чем в 80% муниципальных образований.

Организована обратная связь с населением через "прямую телефонную линию полпреда", за время ее работы получено 2208 обращений, итоги еженедельно освещаются в СМИ. Аналогичные прямые линии организованы в субъектах Федерации. В ряде городов и районов созданы консультативные пункты по вопросам реализации национальных проектов.

К контрольной вертикали добавлена общественная вертикаль, включающая в себя Общественный совет при полномочном представителе, общественные советы при главах субъектов Федерации и в 94 муниципальных образованиях федерального округа.

В I квартале 2006 г. в СМИ округа размещено около 10000 публикаций информационно-пропагандистского характера, из которых лишь 750 содержат критические оценки.

По результатам социологических опросов уровень узнаваемости населением национальных проектов составляет в округе 90%. Наиболее эффективно реализуемым граждане считают проект "Здоровье", а проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" воспринят как наиболее ожидаемый и знаковый в социальной политике. Более 60% респондентов полагают, что в 2006 г. значимые результаты будут достигнуты хотя бы по одному из реализуемых национальных проектов.

Общий объем финансирования мероприятий приоритетных национальных проектов в УрФО в 2006 г. составит 44,8 млрд. руб. Из них из федерального бюджета 9,8 млрд.руб., из бюджетов субъектов Федерации 27,1 млрд.руб., из местных бюджетов 7,9 млрд.руб. Объемы софинансирования мероприятий проектов со стороны региональных и местных бюджетов почти в 4 раза превышают средства, выделяемые федеральным бюджетом.

Набольшие объемы софинансирования имеют Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 11,9 млрд. руб. и Тюменская область - 10,3 млрд. руб.

Вложения из бюджетов регионов в среднем в 1,5-2 раза выше, выделявшихся на аналогичные мероприятия в прошлом году. При этом удалось добиться сохранения всех ранее существовавших надбавок к заработной плате медиков и педагогов. Таким образом, замещения финансовых средств регионов федеральными вложениями не произошло. Благодаря созданной государственной вертикали управления происходит консолидация финансовых ресурсов всех уровней бюджетов.

Например, на цели оснащения поликлиник диагностическим оборудованием в 2005 г. из региональных бюджетов, по данным субъектов Федерации, было выделено 370 млн.руб., в 2006 г. планируется выделить 612 млн.руб. плюс еще 987 млн.руб. - федеральные лимиты, всего - 1,6 млрд.руб., что в 4 раза больше, чем в 2005 г. Благодаря этим мерам оснащенность поликлиник различными видами диагностического оборудования удастся поднять с 50% в 2005 г. до 80% на конец 2006 г.

По конкретным приоритетным национальным проектам достигнуты следующие результаты.

Приоритетный национальный проект "Здоровье"

В I квартале своевременно и в полном объеме произведены дополнительные денежные выплаты всем медицинским работникам, определенным национальным проектом "Здоровье".

Не ожидая решения на федеральном уровне за счет региональных бюджетов введены надбавки фельдшерам, замещающим должности участковых врачей: в Свердловской области - 6000 руб., в Курганской - 5000 руб.

Выдано 57154 родовых сертификата, лечебно-профилактическим учреждениям по сертификатам перечислено 140,6 млн.руб. на укрепление материальной базы и повышение заработной платы.

В части поддержки работников скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов органами исполнительной власти субъектов Федерации сформированы списки и определены объемы средств для дополнительных выплат, которые будут осуществляться с 1 июля в сумме 301,3 млн.руб. (всего 9802 человека).

Начинается работа по дополнительной диспансеризации работающего населения на которую выделено 906,5 млн.руб. Предполагается охватить более 920 тыс.чел. или 15% населения, занятого в экономике.

Обозначенные меры поднимут оплату труда в сфере здравоохранения в 2006 г. в среднем на 50-55%, в том числе в участковой службе - в 2,5 раза, что позволит заработной плате медиков вплотную приблизиться к средней по промышленности.

В 2006 г. более 70% амбулаторно-поликлинических учреждений получат новое диагностическое оборудование. Как показали результаты проверок проблем с подготовкой помещений для размещения нового оборудования не ожидается.

В субъектах Федерации, входящих в состав федерального округа, предпринимаются дополнительные шаги в развитие проекта "Здоровье":в Челябинской области строительство детского онкогематологического центра, в Свердловской области строительство областного перинатального центра, реализуется проект "Телемедицинский технопарк УрФО".

Озабоченность вызывает вопрос квалификации кадров амбулаторно-поликлинического звена. Без их дополнительного обучения средства, потраченные из федерального бюджета на увеличение заработной платы и закупку оборудования, рискуют быть использованы неэффективно с точки зрения улучшения качества обслуживания. Представляется необходимым скорректировать задачи по обучению персонала в сторону увеличения объемов.

вопрос квалификации кадров амбулаторно-поликлинического звена. Без их дополнительного обучения средства, потраченные из федерального бюджета на увеличение заработной платы и закупку оборудования, рискуют быть использованы неэффективно с точки зрения улучшения качества обслуживания. Представляется необходимым скорректировать задачи по обучению персонала в сторону увеличения объемов.

В этой связи в УрФО принимаются меры по проведению подготовки и переподготовки дополнительно еще около 1000 врачей. На эти цели из региональных и местных бюджетов планируется направить 24,5 млн.руб.

Приоритетный национальный проект "Образование"

Выплаты дополнительного вознаграждения классным руководителям идут без сбоев, одновременно с выдачей заработной платы. Все дополнительные надбавки в рамках надтарифного фонда были сохранены. В развитие национального проекта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 2006 г. дополнительно установлены региональные выплаты всем классным руководителям (в размере 1168 руб.), а также педагогам учреждений дополнительного образования и начального профессионального образования (в размере 2168 руб.).

В I полугодии будут завершены все процедуры по проведению конкурсов инновационных вузов, школ и лучших учителей. Прогнозируется участие более 13% школ и 2% учителей федерального округа.

Дополнительными региональными и муниципальными премиями будут награждены более 2600 педагогов, 570 школ, что в 3 раза превышает выделенные федеральные квоты.

будут награждены более 2600 педагогов, 570 школ, что в 3 раза превышает выделенные федеральные квоты.

Планируется поощрить не только школы, но и детские сады и учреждения профессионального образования.

Поощрения получат свыше 6,6 тыс. человек из числа способной и талантливой молодежи дополнительно к тем, кто будет награжден премиями из федерального бюджета.

В рамках информатизации образования доля школ, имеющих выход в сеть Интернет, в 2006 г. возрастет с 22 до 56%. В том числе будет подключено 675 школ в сельской местности. Свыше 130 тысяч школьников впервые получат возможность пользоваться компьютерными технологиями в школе. В развитие проекта "Образование" в Челябинской области созданы 49 межшкольных методических центров повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Начиная со II квартала, на условиях софинансирования из бюджетов всех уровней, в дополнение к имеющимся 1378 школьным автобусам планируется приобрести еще 236.

Вместе с тем, до настоящего времени не установлен объем финансирования из федерального бюджета поставок школьных автобусов, что сдерживает принятие решений по софинансированию на уровне субъектов Федерации. Наряду с этим, в связи с принятием нового ГОСТа "Автобусы для перевозки детей" возникает необходимость переоборудования или замены автотранспорта, приобретенного всего год-два назад. Чтобы не снизить уровень оснащенности сельских школ автобусами, полагаю целесообразным рассмотреть возможность применения новых технических регламентов исключительно к школьным автобусам, поставки которых осуществляются после 1 января 2006 г.

В дополнение к мерам, предусмотренным на федеральном уровне, в региональных программах предусмотрено введение отраслевой системы оплаты труда. Соответствующий опыт есть в Тюменской области, где при оплате учтены не только количественные показатели педагогического труда, но и качество образования. Данный опыт перенимается Свердловской и Челябинской областями.

На стыке проектов "Образование" и "Доступное жилье" в Челябинской области разрабатывается программа поддержки начального профессионального образования, в рамках которой будут выделены гранты 110 учреждениям профессионально-технического образования.

Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

Повышается доступность ипотечного кредитования, до конца 2006 г. будет выдано более 20,5 тыс. кредитов на общую сумму более 16 млрд. руб., что в 2 раза больше, чем за 2005 г. Субсидии из региональных бюджетов на приобретение жилья получат 4286 молодых семей и молодых специалистов. Планируется обеспечить жильем 1612 семей, перед которыми имеются государственные обязательства.

В I квартале подготовлено 12 проектов на поддержку кредитования под обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой. Во II квартале планируется представить еще ряд проектов, крупнейший из которых - строительство нового микрорайона "Академический" в Екатеринбурге - площадь земельного участка - 1300 га, площадь ввода жилья за 12 лет - 9 млн.м2, планируемое количество жителей - 220 тыс.чел.

Главный проблемный вопрос связан с опасностью неконтролируемого роста цен на жилье. Темпы роста привлечения финансовых средств на жилищный рынок превышают темпы роста жилищного строительства.

Исходя из анализа роста заработной платы более чем на 20% и увеличения объемов кредитования и субсидирования в 2 раза, запланированный на 2006 г. по ФЦП "Жилище" 9%-ый рост жилищного строительства - недостаточен. Необходима корректировка ФЦП "Жилище" в части увеличения объемов строительства жилья. В противном случае снижение ипотечной процентной ставки и первоначального взноса не повысит доступность жилья.

В рамках решения названной проблемы субъекты Федерации Уральского федерального округа сориентированы на увеличение объемов жилищного строительства - в 2006 г. в среднем на 19%.

Очевидно, что для активизации строительства ФЦП "Жилище" не может быть единственным механизмом.

Необходима система мер на федеральном и региональном уровне по укреплению промышленности строительных материалов.

В УрФО уже реализуются проекты: в Свердловской области планируется построить 5 заводов по производству цемента. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре разработан проект по строительству индивидуальных домов на основе клееного бруса мощностью до 50000 м2 в год. Проектируется создание заводов по производству модульных быстровозводимых домов мощностью до 150 000 м2 в год.

Разрабатываются планы организации биржевых площадок по торговле строительными услугами. В Тюменской области уже реализован опыт проведения ярмарок привлечения финансовых ресурсов на строительный рынок, в ходе которых ряд финансовых институтов предлагал снизить ставки ипотечного кредитования до 9-11%.

Дополнительно активизировать жилищное строительство может сокращение сроков согласования документации для предоставления земельных участков, которые в большинстве субъектов Федерации составляют от 6 до 18 месяцев. Причина - нормы федерального законодательства, предусматривающие значительные сроки согласования проектов строительства федеральными надзорными службами, от 1 до 4 месяцев каждой службой.

В то время как опыт Тюменской области показывает, что при организации работы в рамках "одного окна" сроки согласования могут быть сокращены до 3 месяцев.

Предлагаем в законодательном порядке эти сроки сократить и запретить выставление надзорными органами требований в последовательном проведении согласований.

Во всех населенных пунктах Уральского федерального округа, где градостроительная документация не разработана, а их 2650 или 45% от общего числа, до 2010 г. запланировано закончить эту работу. На эти цели в 2006 г. из бюджетов субъектов Федерации планируется выделить в целом по федеральному округу 258,3 млн. руб.

Столь длительные сроки решения проблемы объясняется острой нехваткой проектных институтов и специалистов по разработке градостроительной документации. Объемы подготовки специалистов, особенно муниципального уровня, также должны стать предметом корректировки программы "Жилище".

В развитие национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" 3 апреля на совете Уральского федерального округа вместе с главами регионов и представителями ОАО "Газпром" были обсуждены практические шаги по развитию газификации субъектов Федерации, принято решение до 5 мая подготовить планы-графики их реализации.

Приоритетный национальный проект "Развитие АПК"

Запланировано строительство и модернизация животноводческих комплексов по 21 инвестиционному проекту.

Ведется работа по развитию малых форм хозяйствования. В 2006 г. на повышение доступности кредитных ресурсов личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам из региональных бюджетов будет направлено 12,3 млн.руб. В I квартале филиалами ОАО "Россельхозбанка" выдано 92 кредита личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам на сумму 27,2 млн.руб. Во II квартале 2006 г. планируется выдать более 100 кредитов. Их невысокое число объясняется тем, что филиалы Россельхозбанка открыты лишь в Курганской и Челябинской областях, открытие филиалов в Свердловской и Тюменской областях планируется на этот год.

В I квартале 2006 г. создано 15 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, до конца 2006 г. будет создан еще 51 кооператив.

Данные мероприятия позволят увеличить объемы реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на 4,6% к 2007 г.

В развитие проекта в Тюменской области в 2006 г. планируется обеспечить личные подсобные хозяйства улучшенным скотом молочных пород. В Челябинской области создана система регионального сельхозмашиностроения, в рамках которой разработаны и производятся конкурентоспособные образцы сельхозтехники и оборудования, которые вполне могут быть включены в "Перечень сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, предоставляемых предприятиям АПК на условиях лизинга".

Проблемным вопросом является низкий объем финансирования программных мероприятий для УрФО. И второе, в качестве обязательных условий предусмотрены объемы софинансирования и предоставления гарантий из регионального бюджета. Как правило, у дотационных регионов (Курганская область) таких возможностей нет, следовательно и проекты этих регионов оказываются "за бортом" проводимых конкурсов.

является низкий объем финансирования программных мероприятий для УрФО. И второе, в качестве обязательных условий предусмотрены объемы софинансирования и предоставления гарантий из регионального бюджета. Как правило, у дотационных регионов (Курганская область) таких возможностей нет, следовательно и проекты этих регионов оказываются "за бортом" проводимых конкурсов.

В заключение выступления отмечу - есть все основания полагать, что мероприятия национальных проектов в Уральском федеральном округе будут выполнены в полном объеме в установленные сроки.

Сегодня мы видим, что для более успешной работы необходимо перемещать центр тяжести на уровень муниципальных образований. В рамках национальных проектов муниципальным образованиям даны ясные стимулы для качественных преобразований. Свою задачу мы видим, чтобы эти стимулы получили адекватный ответ в виде вполне конкретных решений, Это:

-оптимизация сети медицинских участков с учетом нормативов численности обслуживаемого населения,

- замена фельдшеров врачами, там, где это предусмотрено нормами,

- подготовка градостроительной документации;

- упрощение процедур предоставления земли под жилищное строительство,

-организация подготовки и обучения кадров, отвечающих современным требованиям;

-выстраивание системы мониторинга результативности деятельности власти, отсутствующей в большинстве муниципалитетов.

Хотелось бы, чтобы эта работа была поддержана на федеральном уровне".