Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Дикорос не подождет

Добавлено: 2012-11-14, просмотров: 1597


Для развития потребкооперации нужна новая законодательная база

Председатель Совета Центросоюза России Евгений Кузнецов видит определенные риски для развития кооперации в новой редакции Гражданского кодекса. Он утверждает, что работа над унификацией Гражданского кодекса необходима, но ряд статей требуют серьезных изменений.

- Евгений Николаевич, почему с принятием в первом чтении новой редакции Гражданского кодекса возникли угрозы для деятельности кооперации? И какие инициативы предлагались в новой версии законодательства?

- Часть положений, относящихся к регулированию деятельности различных видов кооперации, подверглась кардинальным изменениям.

Какие риски мы увидели для себя после того, как новая редакция Гражданского кодекса была принята в первом чтении? Достаточно много видов кооперации регулируется различными законами, например, законами о сельскохозяйственной кооперации, о кредитной кооперации, о потребительской кооперации. В новой версии Гражданского кодекса предполагалось сделать единый кооперативный закон. Пока документ не будет принят, предлагалось, к примеру, регулировать деятельность потребительских кооперативов законом о производственных кооперативах. Но, на наш взгляд, это было бы невозможно.

- Давайте разберемся, в чем различия потребительских кооперативов от производственных?

- В производственных кооперативах пайщиками должны быть только работники. В потребительских кооперативах пайщики - неограниченный круг лиц. Производственные кооперативы по определению организации - коммерческие, а потребительские кооперативы - некоммерческие. Большие риски виделись в отношении деятельности кооперативных союзов различного уровня. В нынешнем году законодатель пошел нам навстречу, и в мае были приняты изменения в закон о потребительской кооперации, который как раз регулирует отношения между потребительскими обществами и пайщиками, между потребительскими обществами и союзами различного уровня.

В версии Гражданского кодекса, который сейчас готовится к официальному рассмотрению во втором чтении, те угрозы и те риски, которые были перед нашей системой, устранены.

У государства выстроены приоритеты в области агропромышленного комплекса, есть понимание, какие направления и виды деятельности необходимо поддерживать

- Почему продление сроков действия единого налога на вмененный доход настолько важно для кооперации и какие последствия могут быть, если эти сроки не были бы продлены? Почему понадобился год для согласования поправок в отношении ЕНВД?

- Давайте вернемся на несколько лет назад и вспомним, для чего возникло ограничение среднесписочной организации при применении - единый налог на вмененный доход? Единый налог на вмененный доход был введен для простоты его уплаты субъектами малого бизнеса и для его администрирования со стороны налоговых органов. И как показывает практика, для хозяйствующих субъектов он более выгоден, чем применение общей или упрощенной системы налогообложения. Этот налог в нашем государстве введен в начале 2000-х годов. Но со временем этим налогом начал пользоваться крупный бизнес. Например, крупные торговые сети. Имея большое количество магазинов, являясь по определению субъектом крупного бизнеса, они подпадали под применение единого налога на вмененный доход. То есть они пользовались преференциями, которые были предназначены исключительно для малого бизнеса. И в 2009 году были внесены изменения в Налоговый кодекс, чтобы единый налог на вмененный доход смогли использовать только субъекты хозяйственной деятельности со среднесписочной численностью менее ста человек. Таким образом, крупный бизнес не мог пользоваться преференциями "малышей".

- И крупный бизнес разбился на малые группы?

- Не факт. Крупной компании достаточно сложно дробиться на мелкие. Зачастую издержки, связанные с этим и ведением последующей операционной деятельности, будут выше налоговых выгод. Конечно же, часть компаний, в рядах которых насчитывалось около 200 работников, поделились.

Почему для нас этот вопрос так принципиален? Мы работаем в 89 тысячах населенных пунктах, в 54 тыс. из которых проживает менее 100 человек. Деятельность в таких населенных пунктах малорентабельна или нерентабельна вовсе. В более 10 тысячах из них, кроме нас, практически никто не работает. Бизнес туда не заманишь. Давайте, к примеру, возьмем райпо с численностью работников порядка 200-250 человек. В центральных усадьбах его деятельность распространяется, к примеру в 5 магазинах. В малых населенных пунктах таких торговых точек будет около 30. И они находятся на грани выживания. Средняя выручка в таких магазинах около 100 тысяч рублей в месяц. Кроме того, в этом райпо будет два-три объекта общепита, несколько заготовительных пунктов, открытых на базе магазинов, небольшой хлебозавод, а также цеха районного уровня по переработки заготовленной продукции. И два-три пункта бытового обслуживания. Если бы льгота не была продлена, то нам пришлось бы переходить на общую систему налогообложения. Это - дополнительные затраты с уплатой НДС и других налогов, с ведением дополнительного бухгалтерского учета в полном его виде. И самое главное - вернулись бы контрольно-кассовые машины. Это очень затратная вещь. Необходимо учитывать тот факт, что после того, как социальный налог был поднят до 34%, а позже снижен до 30%, наша организация находится не в самом лучшем финансовом положении. Содержать убыточные магазины мы можем только за счет более рентабельных отраслей деятельности, у нас перекрестное субсидирование в рамках одного района. Поэтому наши организации были бы вынуждены закрыть часть нерентабельных объектов деятельности, что повлекло бы за собой проблемы социального характера в тех же селах. Считаю, что законодатель принял правильно решение, сняв с наших организаций ограничения по среднесписочной численности при применении ЕНВД, понимая, что мы не является крупным бизнесом, а, наоборот, деятельность наших организаций носит социально-ориентированный характер.

- А если рассматривать вариант "дробления"?

- Если бы мы раздробились, возросли бы риски потери управляемости, части кооперативной собственности и роста злоупотреблений.

- Как ваша продукция будет конкурировать с той, что может хлынуть из-за границы после вступления России в ВТО?

- У нас - своя ниша и свой покупатель. Наша продукция является не такой дешевой, как продукция транснациональных агрохолдингов. Наша продукция качественнее, вкуснее и свежее. Как пример - замороженное импортное мясо с неизвестной технологией производства, но более дешевое по цене, или охлажденное свежее деревенское мясо.

- Как вы считаете, необходимо бы было внести поправки в законы по налогообложению, чтобы тот бизнес, который будет пользоваться нашими отечественными продуктами, получал преференции?

- Это было бы правильно, но этот механизм весьма сложный: как это законодательно прописать, а затем контролировать и администрировать? За разработку такой законодательной инициативы, которая впоследствии будет использоваться, как мне кажется, можно государственную награду вручить.

- Какие инициативы предлагает Центросоюз по расширению Государственной программы сельского хозяйства и регулированию сельхозпродукции, сырья продовольствия на 2013-2020 годы?

- У государства выстроены приоритеты в области агропромышленного комплекса, есть понимание, какие направления и виды деятельности необходимо поддерживать. Считаем этот подход совершенно правильным.

Но при этом есть критерий - организационно-правовая форма получателей этих средств. Мы выступаем за расширение круга потенциальных получателей средств. По нашему мнению, от того, что будет больше количество претендующих на получение бюджетных субсидий, вырастет конкуренция за их получение, увеличится количество рассматриваемых проектов и тем самым повысится эффективность расходования бюджетных средств, направляемых на эти цели. Мы рады, что в ряде статей Госпрограммы мы это увидели. Но в части положений этот критерий остался.

Например, на субсидии на развитие несельскохозяйственной занятости, сбор и переработку дикоросов в Госпрограмме могут претендовать сельскохозяйственные потребительские кооперативы, т,е. кооперативы 70 процентов пайщиков которых должны быть сельхозтоваропроизводителями. А наши организации, хоть и исторически этим занимаются, имеют техническую базу, а главное - кадровый потенциал, опыт и желание, но под эти критерии не подпадают и не могут пользоваться государственной поддержкой по этому виду деятельности.

- С какими инициативами вы в ближайшее время собираетесь выступить?

- Мы готовимся к проведению Всероссийского кооперативного съезда в I квартале 2013 года. Планируется, что на нем будет принята Стратегия развития кооперации до 2020 года. Учитывая, что в РФ потребительская кооперация исторически самая развитая, наши предложения будут направлены прежде всего на интеграцию различных видов кооперации на базе наших организации, чтобы был мультипликативный эффект от кооперирования организаций различных видов.