Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



По принципу рациональности

Добавлено: 2012-12-14, просмотров: 1694


Лекарства должны стать доступными для всех

Стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025 года - документ чрезвычайной важности для нашей страны. Хотя ее реализация, несомненно, будет сопровождаться значительными сложностями.

В условиях развивающегося экономического кризиса, падения общего темпа развития экономики, которое предвидится не только в России, но и во всем мире, а также в связи с ухудшением демографических процессов и ростом наукоемкости производства препаратов, обеспечить каждого человека по максимуму за счет общественных источников невозможно. Надо начинать создавать новую систему, основанную на принципе рациональности использования имеющихся ресурсов. Поэтому считаю очень правильным, что ключевым словом в стратегии является слово "рациональность". Целевая задача в ней так и сформулирована - создание рациональной системы обеспечения лекарственными средствами для повышения качества лечения.

Весь мир сейчас на самом деле очень серьезно рассматривает необходимость рационализации во всех сферах социального страхования, а в лекарственной политике в первую очередь. В наших условиях, когда более половины населения имеет душевой доход меньше 15 тыс. рублей, многие не могут себе позволить лекарства не то что инновационные, а вообще никакие.

Есть и другой аспект проблемы. Сделать потребление лекарств в России рациональным тем более важно, что у нас очень высок не только уровень самолечения, но и уровень неадекватных и необоснованных назначений. При этом к реальной потребности населения лекарственное назначение может иметь очень косвенное отношение. И зачастую требование привычного оригинального препарата вместо препарата-аналога имеет не объективные, а субъективные причины. Социально эгоистичное поведение отдельных пациентов можно понять с точки зрения их интересов. Но оно никак не вписывается в концепцию социальной солидарности. И если мы потратим заведомо большую часть ограниченных государственных ресурсов на небольшую группу населения, причем без достаточных на то оснований, то оставшихся денег не хватит на другие группы населения. Всегда приходится искать баланс между интересами конкретных групп и обществом в целом. И баланс этот, естественно, находится на пути стимулирования массового потребления дженериков, препаратов-аналогов.

Другой вопрос, что качество дженериков, их терапевтический эффект должны быть сравнимы с оригинальными препаратами. Ни у кого не должно вызывать сомнений то, что препарат хороший, если он зарегистрирован. Этого, кстати, нет нигде в мире. А вот если препараты-дженерики некачественные, то это вопрос к их регистрации.

Поэтому в стратегии помимо вопроса рациональности стоит важнейший вопрос изменения системы регистрации. К сожалению, не прописано детально, как именно она будет изменена. Возможно, сам жанр документа не предполагает детализации, но это тоже важнейший момент, который должен обеспечить населению уверенность в том, что любой зарегистрированный препарат - достойный и высококачественный продукт. А для этого, конечно, должна измениться и система фармаконадзора. Сегодняшнее отсутствие реального контроля и полномочий у контролирующих органов и отсутствие реальной системы надзора заставляет население волноваться о качестве препаратов, которые обращаются на нашем рынке. Если будут реализованы цели стратегии по повышению эффективности контроля и оптимизации регистрационных процедур, то это существенно снизит напряжение в обществе, позволит аргументированно обращаться к пациентским сообществам, и разделить терапевтический и психологический эффекты от дженериков и оригинальных препаратов, которые сегодня разделить невозможно.

Инновационные препараты тоже будут доступны, только на основании новой для России модели разделения рисков.

Конечно же, должна меняться не только система доступа препарата на рынок, но и система ценового регулирования, и система назначений лекарств. Необходимо жестче контролировать то, чем лечат наших людей. Когда на рынке вращается до 80% малоэффективных препаратов, то говорить о том, что у нас все нормально, нельзя. А само по себе лекарственное обеспечение становится настолько важным в политическом плане, что в отличие от красивых, но несколько теоретизированных стратегий развития других сфер здравоохранения и медицинской науки, у этой есть шанс стать реально практичным инструментом.

Не менее важным является тезис о сохранении гарантий лекарственного обеспечения, существующих на сегодняшний день. Население должно быть спокойно за то, что не потеряет тех возможностей, которые имеет сейчас. А имеет оно далеко не так много, как в других странах. И, конечно же, очень хотелось бы верить, что эти гарантии будут расширены. Здесь большая надежда на новую модель организации лекарственного обеспечения, о которой говорится в стратегии. Она будет проверена в пилотных проектах и в разных ее модификациях. Их можно обсуждать, но нужно понимать, что внедрение любой из них тоже будет непростой задачей. Общий тренд на создание некоей системы страхования (лучше сказать - возмещения) тоже кажется очень верным. Особенно важно положение о том, что при создании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, то есть при выборе лекарств, которые будут оплачиваться за счет государства, по сути, создается управление не только обращением, но и потреблением лекарств. Что эти препараты будут проходить через фильтр оценки их социально-экономической эффективности. Это серьезный прорыв, и он абсолютно в тренде мирового развития, который может кардинально изменить ситуацию на нашем лекарственном рынке.

Мне могут возразить, что, создавая рациональную дженерическую систему, мы теряем возможности применения инновационных лекарств. Но в стратегии есть и пункт о том, что инновационные препараты тоже будут доступны, только на основании новой для России модели разделения рисков, так называемого риск-шеринга (risk sharing scheme). Государство закупает такие препараты по цене производителя лишь в том случае, если тот докажет их эффективность. А если не докажет - не платит. Эта система устраивает всех, т.к. у потребителя появляется надежда на чудо, у производителя - надежда на большие прибыли, а у государства - уверенность, что оно не понесет неоправданные расходы.

Модель очень непростая, нам придется долго к ней готовиться, но она впервые в России сможет обеспечить населению более широкую доступность инновационных лекарств.

Мне кажется, что фармацевтическое сообщество должен порадовать пункт, который касается повышения квалификации. Там довольно скромный перечень мероприятий, но в него все же включено информирование пациентов, чего не было в первоначальной версии документа. Детально принципы повышения квалификации фармацевтических кадров почти не описаны. Но этот раздел есть в проекте Государственной программы развития здравоохранения до 2020 года, в рамках которой должна реализоваться и стратегия. Это новые модели образования, создание интерактивных обучающих сервисов и т.п.

Конечно, понятно, что сам по себе жанр стратегии предусматривает лишь краткое изложение основных принципов. Тем не менее значимые болевые точки системы лекарственного обеспечения документ затрагивает. Видимо, затем к нему добавится более развернутый план реализации. Министерству придется решать все проблемы совместно с профессиональным сообществом и обществом в целом.