Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Страницы истории

Добавлено: 2012-12-13, просмотров: 1093


Нужны нескучные учебники

Второй Всероссийский съезд учителей истории и обществоведения, открывшийся вчера стал заключительным аккордом Года российской истории. Он собрал около 1000 человек из 80 субъектов РФ. Новейший, не только в смысле охватываемого периода, но и стилистически, учебник - головная боль ученых и педагогов уже столько лет, сколько нет единой, общепринятой и "одобренной трудящимися" точки зрения на наше прошлое.

По мнению делегатов съезда (от советской терминологии не уйти), писать книги для школы должны не только специалисты в области исторического знания, но и психологи. Ведь история - одна из самых интересных наук, в глазах школьника часто оказывается скучнейшим предметом, требующим исключительно зубрежки.

- Детские психологи подскажут, как заинтересовать и правильно донести тот или иной материал до разума школьников, - сказал ректор МГИМО Анатолий Торкунов. - С одной стороны, важно, чтобы учебники для школ готовили знаменитые работники исследовательских институтов, академии наук, вузов. С другой - в подобной литературе довольно сложный язык, их не так просто бывает читать. А вот учебникам, написанным учителями-новаторами, иногда не хватает фундаментальности.

Ректор покритиковал и концентрический принцип изучения, когда к одному и тому же периоду прошлого в школе возвращаются несколько раз:

- То, что раньше ученики осваивали за семь лет, сегодня предлагается усвоить за пять, а потом повторить на углубленном уровне в 10-11-х классах. Пугает в таком решении прежде всего несовпадение возрастных и психологических возможностей ребят, - считает Торкунов. Особый диссонанс ректор видит при изучении истории ХХ века в 9-м классе. Он уверен, что 14-летнему подростку с его жизненным опытом и образовательными возможностями трудно понять на столь серьезном уровне процессы, которые протекали в стране в период революции, Гражданской войны. Это ведет к упрощенным схемам восприятия прошлого. При этом и дети, и учитель не имеют возможности опереться на межпредметные связи, ведь литературный ХХ век изучают в выпускном классе.

Идею отдать приоритет в написании школьных учебников учителям и другим специалистам поддержал и директор Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян. А академия наук будет помогать, пообещал он.