Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Съедобное - несъедобное

Добавлено: 2013-01-24, просмотров: 1284


Как уральским сельхозпроизводителям переиграть конкурентов в условиях ВТО

Главное конкурентное преимущество уральских производителей - натуральная продукция. Фото: Татьяна Андреева
Главное конкурентное преимущество уральских производителей - натуральная продукция. Фото: Татьяна Андреева
Аббревиатура "ВТО" до сих пор вызывает у местных производителей и переработчиков сельхозпродукции легкую панику. Однако если мы перестанем бояться конкуренции со стороны западных компаний и начнем активно наступать на рынки сами, то вполне способны бороться с западными конкурентами на равных, считает завсектором агропродовольственной политики Института экономики УрО РАН Валентина Неганова.

С чем связаны прогнозы о том, что вступление России в ВТО окажется едва ли не убийственным для отечественного сельхозсектора? Может, зря нагнетали страсти?

Валентина Неганова: Какие-то страхи вполне обоснованны. Тем более что далеко не все можно было предусмотреть. Например, пошлины на ввоз свинины сверх квоты отменили уже сейчас, а намеревались это сделать в течение пяти лет. Нужно уметь оперативно и гибко реагировать на изменения ситуации на рынках.

Но есть и банальный психологический барьер: во многих производителях и переработчиках сидит стойкое внутреннее убеждение, что мы находимся в заведомо проигрышной ситуации, у нас нет шансов бороться с западными "монстрами". Им надо отбросить внутренние комплексы и взглянуть на свою продукцию с позиции западного потребителя. Например, в России при производстве продуктов практически не используют ГМО, а это очень серьезный козырь при продвижении на западные рынки. Жаль, что мы его не достаем из колоды.

Конечно, какие-то сложности носят объективный характер: на многих животноводческих фермах не успели модернизировать производство, обновить стадо, не подготовили управленцев, способных действовать в новых условиях и т.д. Конечно, таким предприятиям без помощи государства выдержать конкуренцию невероятно сложно.

Но ведь к вступлению в ВТО Россия готовилась без малого 15 лет. Неужели нельзя было все предусмотреть, подготовить подушку безопасности? Дискутировать-то о необходимости господдержки можно бесконечно.

Валентина Неганова: В сегодняшних условиях нужно четко просчитывать, кому именно оказывать помощь. К слову, не так давно тема рисков в ВТО для сельхозпредприятий региона стала предметом обсуждения в Законодательном собрании Свердловской области, в котором приняли участие ведущие ученые, производители, переработчики, ретейлеры. Так вот, эксперты почти единодушно пришли к выводу, что помочь всем невозможно, да и нерационально. Нужно откровенно признать, что для каких-то производителей денежные вливания - все равно что укол в деревянную ногу. Но другим они реально помогут подняться и начать работать на принципиально ином, современном уровне, а значит, бороться с конкурентами. А самым успешным позволят завоевать и внешние рынки - почему нет? Нам вообще давно пора перестать плакаться - нужно занимать наступательную позицию. Но для начала необходимо провести тщательную экспертизу, аудит предприятий, чтобы принять верное решение о выделении дотаций. Пока же из выступлений на заседании можно было сделать вывод: далеко не все производители осознали, что несет им ВТО, как им действовать, как реагировать на эту новую экономическую реальность.

А как, на ваш взгляд, нужно реагировать? Стартовый потенциал наших сельхозпроизводителей и переработчиков, как ни крути, несравним с запасом прочности западных компаний. Многие из наших предприятий едва успели занять нишу на внутреннем рынке. И сейчас им нужно проявить невероятную мудрость, чтобы удержаться на нем.

Валентина Неганова: Самое первое, с чего бы я начала, - надо тщательно изучить, чего желает и ждет потребитель, проанализировать его предпочтения. В свое время в США, во Флориде, когда они только намеревались входить на наш рынок, была издана энциклопедия из 14 томов об особенностях российского национального рынка, в том числе около 600 страниц этого огромного труда были посвящены Уралу.

А наш бизнес часто полагается на интуицию, у него пока не хватает знаний. Какое, к примеру, молоко предпочитают уральские потребители? Готовы ли они в ближайшее время покупать полностью обезжиренный продукт, как, скажем, уже принято в Финляндии или Болгарии? Или в силу суровых климатических условий, укоренившихся традиций мы еще не скоро перейдем на западный тип потребления и не откажемся от молока жирностью 3,2 процента? С другой стороны, сегодня немало наших земляков придерживаются принципов здорового питания, ограничивают потребление жирной пищи. А значит, производители должны чутко реагировать на малейшие изменения спроса.

Большое значение имеет и платежеспособность. Да, в Европе настоящей говядиной считается только мясо герефордов и ангусов, все остальное - можно сказать, технологические отходы. Но, простите, у нас это мясо будет стоить 800-900 рублей за килограмм. И вряд ли его станут покупать. Словом, нужно быть невероятно гибким, ситуация мгновенно меняется. В Дании, к примеру, еще недавно был налог на жирную пищу, а сегодня его отменили. Меняется рынок, меняются законы, причем во всем мире.

Чего нам действительно остро не хватает - это кадров: современно мыслящих топ-менеджеров для сферы сельхозпроизводства и переработки. Не технологов, не исполнителей, а именно качественных управленцев, обладающих юридическими знаниями обо всех тонкостях вхождения в ВТО, креативных и мобильных. Очевидно, это задача, в том числе и государства, - оперативно организовать обучение топ-менеджеров для сельского хозяйства. Кроме того, роль государства на этапе полного погружения в ВТО может быть еще и в том, чтобы создать для производителей более-менее предсказуемые макроусловия. Сегодня они в голос жалуются, что всякое очередное повышение цен на ГСМ и  энергоносители рушит их планы. Властям, различным секторам бизнеса вообще нужно более тесно взаимодействовать. Вот, скажем, в Курганской области сумели выстроить очень качественные логистические цепочки поставки продукции от поля до конечного потребителя. Тщательно просчитали роль каждого - от производителей до ретейла, - и схема заработала: потребители предпочитают местные продукты. При этом в Зауралье еще и сертифицировали свою продукцию по международным стандартам качества, что позволяет выходить и на международные рынки.

В связи со вступлением в ВТО часто заходит разговор о продовольственной безопасности страны и отдельных регионов. На ваш взгляд, угрожает ли Среднему Уралу дефицит продуктов?

Валентина Неганова: Голод нам не грозит, это точно. Что такое в современных условиях продовольственная безопасность? Долгое время у нас действовала стойкая установка - необходимо добиться максимального самообеспечения, отказавшись от импорта. Казалось бы, верно. Но очевидно, что бросаться в крайности глупо. Полностью отказаться от завозной продукции мы все равно в ближайшее время не сможем, да и зачем? Нужно действовать более гибко: говорить не о продовольственной опасности, а о разном уровне конкурентоспособности предприятий в формирующейся экономической реальности. Вовремя просчитывать риски и занимать наступательную позицию.

Между тем

В Свердловской области создана рабочая группа, которая займется подготовкой к Первому всероссийскому съезду сельских кооперативов (он пройдет в марте в Санкт-Петербурге). На областном совещании делегаты от всех районов поделились собственным видением вопроса: как создать условия для развития сельхозкооперации на Среднем Урале. Все эти идеи после обсуждения на заседаниях рабочей группы будут сформулированы в виде предложений от Свердловской области в резолюцию съезда. Крестьяне надеются, что в соответствии с их пожеланиями будет скорректирована Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года и ряд федеральных законов. Отметим, что развитие сельской кооперации становится одним из приоритетных направлений в свете вступления России в ВТО.