Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Пушкин возвращается

Добавлено: 2013-10-09, просмотров: 878


Экзамен по литературе может стать обязательным


На заседании президентского Совета по культуре и искусству известный режиссер Карен Шахназаров предложил вернуть в школу экзамен по литературе и вообще сделать курс классической русской литературы обязательным во всех вузах страны. "Включая технические и военные, средние и высшие учебные заведения" - подчеркнул Шахназаров. Президент назвал эту инициативу "очень важной", а министр образования и науки пообещал в ближайшее время "проработать" вопрос.

Ни один из школьных предметов не пострадал от ЕГЭ так, как литература. После 2009 года от выпускного сочинения осталось 200 слов в тестах по русскому языку. Именно такой минимум требуется от ученика, который претендует на 100 баллов по этому предмету. Это, чтобы было понятнее, примерно полстранички текста. К слову, у Ильфа и Петрова в "Двенадцати стульях" негры из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" знали 300. Все-таки на сотню больше! Литература была безжалостно выкинута из числа обязательных предметов.

А ведь в свое время, в 1945 году, когда в российских школах впервые появились выпускные экзамены, сочинение стояло на первом месте и должно было проверять, как школьники поняли заданную тему и умеют ее выразить своими словами. Несколько десятилетий в школах обязательным был еще и устный экзамен по русскому языку и литературе, где требовалось показать знания об историческом развитии русской литературы, литературных произведениях, биографиях писателей. Без этого аттестат не выдавали.

В последние годы курс литературы в школе ужался, как шагреневая кожа, с пяти часов до двух. Да и эти два урока учителя в старших классах, как правило, тратят на подготовку к ЕГЭ по русскому.

Самое интересное, что список обязательной и дополнительной литературы все эти годы только расширялся. Причем из-за особой методики преподавания, принятой в российских школах, большую часть программы по литературе ученики проходят к 9-му классу. Тем не менее на 10-11-й класс остаются "Доктор Живаго", "Тихий Дон", "Мастер и Маргарита", а еще Вампилов, Шукшин, Распутин, Астафьев, Шаламов, Шмелев, Набоков, Шоу, Хемингуэй... Одним словом, два-три десятка авторов и тысячи страниц! Кому, скажите, под силу все это прочитать и обсудить на двух уроках в неделю? И, главное, зачем, если выпускного экзамена по литературе нет, а для тестов ЕГЭ достаточно минимального запаса слов?

В итоге хороший литературный русский язык стал в школе редкостью, никаких русских писателей и поэтов кроме Толстого и Пушкина школьники не знают, а богатство родной речи изучают по текстам Шнурова, Сорокина и Пелевина, которых в школе не проходят.

Катастрофа с преподаванием литературы привела к тому, что даже на олимпиадах выпускники школ не блещут результатами. На заключительном этапе Всероссийской Олимпиады по литературе победитель сумел набрать лишь 133 балла из 150 возможных. При этом часть вопросов на олимпиаде напоминает тесты ЕГЭ.

Допустим, учеников просят соотнести русских писателей и названия мест: "Блок, Шукшин, Шолохов, Цветаева, Горький" и "Вешенская, Казань, Шахматово, Сростки, Елабуга". Или правильно указать профессии писателей. Вспомнить, что Грибоедов был дипломатом, а Чехов - врачом.

Такие задания ученики выполняют легко. А вот если надо связно изложить свои мысли письменно - беда! Их же этому никто не учил и не учит. Теперь по всем предметам, включая литературное чтение, уже с первого класса предлагаются тесты: "На каком транспорте любил ездить Емеля?", "Какого цвета были волосы у Мальвины?"... Ученики ставят галочку в табличке, учитель - хорошую оценку в электронный журнал. Откуда же взяться культуре речи и умению рассуждать? Знаете, какой самый распространенный вопрос у учеников, когда их вызывают к доске? "С чего начать?"

Неудивительно, что последние данные международного исследования PISA показали: по читательской грамотности наши школьники стоят на 41-42-м местах из 65. Хотя еще недавно были на 27-м.

В первой пятерке "читающих" - Китай, Корея, Финляндия, Сингапур и Канада. У США показатели чуть хуже, но выше среднего. Почти все европейские страны - в крепких "середнячках".

Исследование PISA не интересуется, что именно читают школьники и какие тексты - обычные или электронные, оно отвечает на вопрос: как дети могут использовать то, что прочитали и какие выводы сделали?

Выяснилось, что подавляющее большинство российских подростков не понимают смысла текста, не могут проанализировать написанное и выразить свое мнение. Более-менее применить содержание прочитанного к знакомой жизненной ситуации готовы 72 процента подростков. Из них лишь 14 процентов готовы с помощью текстов обучаться самостоятельно.

Пока не ясно, каким вернется в школу обязательный экзамен по литературе. Как он впишется в новый стандарт, где русский язык и литература объединены? Будут ли готовы ученики сдавать четыре обязательных экзамена? Напомним, по новому стандарту к ЕГЭ по русскому и математике добавляется в самом ближайшем будущем иностранный язык.

Понятно главное: если школьники сейчас не научатся читать, грамотно говорить и писать, в самом скором будущем они разучатся даже ставить галочки и крестики на ЕГЭ. Вопрос тестов тоже ведь сначала понять надо.

Источник: Российская газета