Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Хирургия скучать не даст

Добавлено: 2014-06-03, просмотров: 779


Подготовка врача в этой сфере медицины занимает более 15 лет

Из каждых 10 выпускников примерно один хочет быть хирургом и реально остается в этой специальности. Фото: Юрий Смитюк/ ИТАР-ТАСС
Из каждых 10 выпускников примерно один хочет быть хирургом и реально остается в этой специальности. Фото: Юрий Смитюк/ ИТАР-ТАСС
В последнее время много говорится о том, что российское здравоохранение испытывает серьезную нехватку врачей многих специальностей, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене.

Не хватает и врачей-хирургов, но не везде. Мало кто из молодых специалистов после окончания медицинского института хочет работать хирургом в городских поликлиниках. Еще больше дефицит хирургов в сельских поликлиниках, так как условия для работы сложные, а участки большие. Но причина не только в этом. Несмотря на то, что действует программа поддержки молодых врачей "Земский доктор", по которой им выплачивают миллион рублей "подъемных", дают жилье, молодые специалисты ищут и более интересной работы, то есть серьезной "большой" хирургии. Поэтому в стационарах в любом городе - и большом, и небольшом - все рабочие места хирургов заняты и дефицита специалистов в хирургических отделениях нет. О требованиях к выпускникам мединститутов и их будущей карьере "РГБ" побеседовала с Алексеем Чжао, профессором, заместителем директора Института хирургии им. А.В. Вишневского.

- Есть ли разница в уровне квалификации хирургов, работающих в больнице и в поликлинике?

- Независимо от того, в каком месте хирург работает, он должен быть высококлассным специалистом. Другой вопрос - нужна ли ему узкая специализация и в чем конкретно? Я - за специализацию в профессии, но только после изучения общей хирургии. Несомненно, она необходима в крупной областной больнице, в институте, где локализуются пациенты с тяжелыми заболеваниями, требующими высококвалифицированной помощи и соответствующей материально-технической базы. Если речь об экстренных операциях, неотложных состояниях - это онкология, реконструктивные операции, врожденные пороки и т.п., - такая помощь должна оказываться на базе специализированных отделений и институтов. Но в обычных городских больницах все хирурги должны оказывать базовую помощь по общехирургической патологии.

- От чего зависит уровень их квалификации?

- Конечно, от стажа, опыта, потому что хирургия, помимо науки, - это еще и определенное искусство, которое требует многих лет работы, прежде чем можно будет сказать, что хирург в своей специальности достиг определенного мастерства. Я не назову хирургом молодого человека, который только что получил сертификат на право работать в этой области. И не в одном медицинском учреждении такого молодого человека не допустят к операции, которая может нести риск для жизни пациента, даже, например, к аппендэктомии.

Учитывая высокую ответственность хирурга, сейчас молодых врачей с большим трудом допускают до самостоятельной деятельности. Но не случайно врачи шутят: чем моложе хирург, тем больше операций он может сделать. Когда хирург становится более опытным, он с большей осторожностью подходит к операциям, потому что сознает все возможные последствия

- Какая часть выпускников медвузов сегодня идет в эту специальность?

- Из каждых 10 выпускников примерно один хочет быть хирургом и реально остается в этой специальности. Ведь чтобы стать хорошим специалистом, потребуются десятки лет тяжелой работы. Кроме того, это серьезная ответственность за результат - мало кто из молодых врачей готов к таким испытаниям. По моим наблюдениям, в ординатуру приходят 10 человек, а остается в институте из них тоже только один. Остальные либо понимают, что это не их дело, они не смогут оперировать, либо не хотят оперировать, потому что боятся брать на себя ответственность. Можно сказать, что наблюдается естественный отбор - побеждает сильнейший.

- Какими знаниями должен обладать молодой хирург помимо собственно хирургических дисциплин?

- Сейчас к хирургам очень большие требования. Он должен знать очень много, включая иностранные языки. У нас в ординатуре обязательно проходят реаниматологию, анестезиологию, нутритивную терапию - науку о полноценном питании больных методами, отличающимися от обычного приема пищи, и многие другие врачебные дисциплины, изучают зарубежный опыт и т.д. Хирург обязан постоянно учиться всю жизнь - в нашем деле каждый год появляется много нового.

- Как сегодня проходит подготовка врачей-хирургов?

- После окончания медицинского вуза выпускник проходит в течение двух лет ординатуру. Затем некоторые поступают в аспирантуру - это еще три года. И через пять лет после окончания вуза он получает право работать хирургом. Но это не значит, что он знает хирургию реально. Конечно, молодой доктор, попадая в отделение, не действует в одиночку, он находится в подчинении заведующего отделением, который обычно имеет 10-20 лет стажа. И молодой специалист начинает работать под контролем более опытного коллеги. Но тут еще встает вопрос, есть ли у него способности, если хотите, талант к хирургии. Если нет таланта, то его просто не допускают к следующим этапам. Если же видят, что молодой человек талантлив, то постепенно расширяют спектр его действий, а потом допускают и к самостоятельной операции. И лет через 5-10 работы на одном и том же месте под руководством старшего коллеги молодой специалист может стать опытным хирургом.

Алексей Чжао: Хирург не тот, который оперирует всех подряд, а тот, который иногда умеет отказаться от операции, если так будет лучше для пациента

- Как складывается типичная карьера молодого доктора после ординатуры?

- Если повезет, он может найти место в стационаре. Но в реальности сейчас все хотят получить готовых хирургов, которые отвечают за свои действия, и никто не хочет заниматься их обучением. Поэтому за те два года, пока молодой специалист находится в ординатуре, он должен зарекомендовать себя в глазах заведующего отделением или заместителя главного врача по хирургии. И тогда его оставят, например, на ставке дежурного врача. Но он должен понимать, что придется работать в приемном отделении на ролях второго или третьего хирурга днем и ночью, дежуря практически круглосуточно. Хирургия вообще - это долгий и очень трудный путь, тяжелая физическая нагрузка.

- Многие молодые хирурги жалуются, что их годами не подпускают к самостоятельной работе.

- Да, учитывая высокую ответственность хирурга, сейчас молодых врачей с большим трудом допускают до самостоятельной деятельности. Но не случайно врачи шутят: чем моложе хирург, тем больше операций он может сделать. Когда хирург становится более опытным, он с большей осторожностью подходит к операциям, потому что сознает все возможные последствия. И в этом кроется важная мысль - хирург не тот, который оперирует всех подряд, а тот, который иногда умеет отказаться от операции, если так будет лучше для пациента.

- А как выглядит обучение хирургов в других странах?

- В европейских странах схема обучения стандартная: медицинский колледж, затем - университет, еще через три года резидентуры студент получает звание доктора медицины. Если он выбирает хирургию, то нужно пройти еще одну трехгодичную стажировку по всем хирургическим кафедрам. Там нагрузка очень большая, и отсев тоже: из 10 стажеров после этих трех лет остается в среднем один. Затем он выбирает специализацию, к примеру, кардиохирургию или экстренную хирургию, посылает свои резюме и рекомендации в университеты, где идет такая подготовка. То есть только через 9 лет после окончания университета он может стать самостоятельно практикующим врачом. Но можно закончить обучение и не найти работу по специальности, потому что по своим индивидуальным качествам человек не подходит - отбор там тоже жесткий. Лично я приветствую систему подготовки, которая существует в США. Там после университета выпускник за пять лет проходит все хирургические кафедры, сдает очень жесткие экзамены и после этого становится старшим ординатором. На пятый год обучения он уже самостоятельно работает, и мало кто его контролирует. А после 5 лет он становится общим хирургом и дальше уже выбирает специализацию.

- Есть ли возможность интенсифицировать подготовку врачей-хирургов с использованием новых образовательных технологий, а не прежним способом "делай, как я"? Например, используя симуляционные центры, тренажеры?

- Конечно, у нас есть и различные тестовые системы разного уровня, и симуляторы, в том числе на базе лечебных центров, где можно и не на пациенте понять, что умеет врач. Но обычно это касается первых лет учебы. В течение всей жизни врачи, и у нас в том числе, каждые пять лет подтверждают свою квалификацию, получают новые квалификации, более высокие категории. Для этого приходится сдавать тестовые экзамены, писать отчеты. Но все навыки показать на тренажерах невозможно, потому что и тренажеров-то таких нет. Но для них это и не нужно: опытным хирургам достаточно предоставить информацию о количестве конференций, в которых они принимали участие с докладами, отчеты о практической деятельности, заверенные руководителями. А после собеседования в аттестационной комиссии проходит обсуждение: достоин ли доктор более высокой категории или не достоин, нужно повысить его, понизить или оставить на том же уровне. В общем, скучной нашу профессию назвать никак нельзя.

"Российская Бизнес-газета" - Карьера и менеджмент