Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Экзамен пройдет у станка

Добавлено: 2014-10-17, просмотров: 788


Немецкие предприятия внедряют в российских регионах дуальное образование

 Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости www.ria.ru
Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости www.ria.ru
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусматривает переход к инновационной экономике, создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Однако программы многих профтехучилищ устарели, получение профессионального образования считается непрестижным.

О возможности переноса немецкого опыта в области профтехобразования в российскую экономику "РГ" рассказал директор по проекту продвижения дуального образования Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП), доктор Детлеф Фрайхофф.

Российская газета: Почему Россия заинтересовалась немецкой моделью дуального образования?

Детлеф Фрайхофф: Сильные позиции Германии в области молодежной занятости, уровень компетенции выпускников, а также показатели при выходе на рынок труда стимулируют интерес к немецкой системе профессионального образования. В Германии в большом почете не только обучение в университетах и институтах. Высокотехнологичные продукты, первоклассные автомобили, современные дороги, отличный сервис в гостиницах и ресторанах также являются результатом высокого качества профессионального образования. Участие Российско-германской ВТП в глобальном проекте "VETnet" - всемирная сеть немецких внешнеторговых палат за объединенное профессионально ориентированное образование и подготовку" обусловлено не столько необходимостью преодолеть безработицу среди молодежи, сколько нехваткой квалифицированных специалистов. Она остро ощущается не только вследствие расширения объемов производства, но и перехода от массовой продукции в сферу инновационных технологий. Основной целью является внедрение структур и модулей дуальной системы профобразования. Она должна больше, чем раньше, ориентироваться на требования экономики.

РГ: С кем сотрудничает ВТП в этом проекте?

ДФ: Нашими партнерами являются Агентство стратегических инициатив (АСИ), минобрнауки, Федеральный институт развития образования (ФИРО), бизнес-ассоциации, торгово-промышленные палаты, а также отдельные российские регионы. Однако ключевыми партнерами для дуальной системы профессионального образования являются компании и колледжи. С их помощью будут разработаны и реализованы концепции для новых профессий с современным содержанием. В сентябре с начала нового 2014-2015 учебного года мы начали шесть пилотных проектов по дуальному образованию во Владимире, Москве, Московской области, Ярославле и Тюмени. Профобучение у вас означает, что ученики почти все время проводят в колледже. Как правило, существует всего лишь кратковременная производственная практика. В Германии с самого начала примерно 70-80% обучения проходит на предприятии. Ученики заключают со своим предприятием договор об обучении и получают от предприятия заработную плату. Внедрение немецких стандартов - это неожиданный поворот для российских профессиональных технических училищ. Мы следуем требованиям немецких фирм, которые работают в различных российских регионах. Они заинтересованы в обучении высококвалифицированных специалистов, сотрудничают с прогрессивными профессиональными школами в регионе. С сентября в рамках пилотных проектов на предприятиях и в профессиональных школах будут подготавливаться квалифицированные мехатроники, операторы центра обработки звонков, специалисты по складской логистике, повара, мясники, пекари и кондитеры.

РГ: Как будет координироваться работа по распространению дуального образования?

ДФ: В Российско-германской ВТП в сентябре был учрежден "Комитет по профессиональному образованию". В нем принимают участие представители компаний, профессиональных школ и других консультативных организаций, к которым также относятся немецкие и российские палаты. Комитет по профессиональному образованию устанавливает в германских палатах соответствующие правила: о пригодности предприятий, о ведении учебной документации, о продолжительности обучения и о проведении экзаменов. В основном он гарантирует качественное обучение на предприятии. Мы работаем над этими вопросами в тесном сотрудничестве с соответствующими российскими госорганами, демонстрируем принцип работы немецкой палаты в качестве "компетентного органа" профессиональной подготовки.

РГ: Каким образом организован процесс передачи дуального образования?

ДФ: Существует договор между Торгово-промышленной палатой и АСИ. Мы передаем немецкое ноу-хау в области профобразования с помощью совместных рабочих групп и мероприятий. Кроме того, для будущих тренеров на предприятиях Торгово-промышленная палата организует в сотрудничестве с немецкими учебными заведениями соответствующую квалификацию. Таким образом, в июне 2014 года для российских специалистов, на первом этапе их было 10 человек, проводился 120-часовой курс занятий по педагогике, дидактике и методике обучения участников. Вторая часть учебного курса, организованного ФИРО, предусматривает дальнейшие 30 учебных часов. В нем идет речь о юридических аспектах обучения. Инструкторы, которые завершили специальные учебные курсы, получат сертификаты тренеров. Следующие тренинги для представителей российских компаний запланированы в Москве, Татарстане и Ярославской области. В перспективе при внедрении дуального образования вся страна должна быть охвачена тренерскими программами. В Советском Союзе успешно работала подобная система, но затем навыки были утеряны. В Германии опыт передачи знаний от поколения к поколению культивируется уже сотни лет.

РГ: Оправдывает ли получение сертификата "тренинг для тренеров" с материальной точки зрения?

ДФ: Специалисты, получившие необходимый объем знаний для подготовки кадров, несут на местах несравненно большую ответственность. Уровень заработной платы и, таким образом, признание их высокой квалификации и ответственности тем не менее зависит от конкретной компании.

РГ: Как обстоит дело с трудоустройством на работу после получения профтехобразования?

ДФ: После окончания обучения выпускник обычно получает диплом колледжа о профтехобразовании. В будущем мы также планируем выдачу сертификата ВТП. В Германии предприятия сами решают, каких специалистов им обучать и нанимать. Они обучают молодых людей только в том случае, если в будущем планируют их трудоустроить. Обучение требует значительных инвестиций. Для подготовки одного специалиста немецкие компании тратят в среднем около 15 тыс. евро в год. За счет работы на практике ученик возвращает за год около 12 тыс. евро. Можно считать, что молодым людям, подписавшим договор обучения, работа обеспечена.

РГ: Новые образовательные программы требуют новых стандартов. Как с этим обстоит дело?

ДФ: Пока в России в значительной степени все еще действуют старые стандарты. Учебные планы профессионально-технических училищ, учебники и методы обучения и обучение преподавателей профессиональных школ существенно основаны на них. Благодаря инициативе российского правительства по реформированию системы профессионального образования перемены непременно наступят.

"Российская газета" - Экономика "Образование и карьера"