Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Трактор по найму

Добавлено: 2015-06-16, просмотров: 643


Сельхозпредприятия смогут оказывать услуги

 Фото: Игорь Агеенко/ РИА Новости www.ria.ru
Фото: Игорь Агеенко/ РИА Новости www.ria.ru
Услуги по обработке почвы, уходу за посевами, заготовке кормов и уборке зерновых культур будут облагаться сельскохозяйственным налогом (ЕСХН). Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал депутатам принять в первом чтении законопроект об отнесении к плательщикам ЕСХН сельхозпроизводителей, имеющих избыточные мощности и использующих их для оказания услуг другим хозяйствам на возмездной основе.

Для применения ЕСХН сельхозпроизводители должны получать не менее 70% дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Доходы от оказания услуг по обработке почвы, уходу за посевами, заготовке кормов и уборке зерновых культур сейчас не включаются в налоговую базу по ЕСХН. "Полученный доход от обработки земель других сельхозпроизводителей размывает предельный процент собственной выручки, которая позволяет организации использовать налоговые льготы сельхозпроизводителя", - поясняет Елена Лазарева, руководитель проектов практики "Юридическое и налоговое сопровождение" консалтинговой группы "НЭО Центр". Таким образом, запрета на оказание таких услуг нет, но сельхозпроизводитель, занимающийся такой деятельностью, рискует утратить право на применение ЕСХН - режима, который дает сельхозпроизводителям существенные послабления. "Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС по отдельным видам операций)", - перечисляет Антон Бабенко, партнер юридического бюро "Падва и Эпштейн". Все указанные налоги заменяет шестипроцентное удержание в бюджет из полученной валовой прибыли (кроме этого, за сельхозпредприятиями сохраняются обязательства перед ПФР, ФСС и ФОМС). "Налогоплательщики, утратившие статус сельхозпроизводителя, переходят на общую систему налогообложения с уплатой налога на прибыль, НДС и налога на имущество по основным действующим ставкам", - говорит Елена Лазарева. "Он считается утратившим право на применение сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено такое несоответствие", - дополняет Антон Бабенко. Работа на общей системе невыгодна сельхозпроизводителям, поэтому они отказываются от дополнительной работы на чужих полях. При этом небольшие фермы, не имеющие собственного парка, не могут воспользоваться услугами тех сельхозпредприятий, которые обладают избыточными трудовыми и техническими ресурсами.

Сложившаяся ситуация невыгодна сельхозпроизводителям: и тем, кто готов оказать услуги, и тем, кто готов за них платить. Вадим Ткаченко, партнер группы компаний vvCube, отмечает, что государству следует именно сейчас задуматься над тем, как предложить компаниям, работающим в сельском хозяйстве, максимально удобные условия работы.

Так как взамен от сельхозпроизводителей ждут наращивания объемов производства продукции, которая позволит заместить импортную. "Попытка хоть как-то сгладить ситуацию сейчас очень необходима. И изменения, касающиеся компаний, занятых обработкой почвы и заготовкой кормов, - это хорошая поправка", - считает эксперт. Правительство РФ рекомендует принять законопроект, но для этого его необходимо доработать. В частности, дать определения таким терминам, как "сельхозпроизводители" и "избыточные мощности", которые законодательно не определены, или исключить их из документа. Отсутствие этих терминов может привести к неоднозначному толкованию норм на практике. Юристы в то же время уверяют, что один из терминов в законодательстве разъяснен. "Трудно согласиться с тем, что понятие "сельхозпроизводитель" не определено законодательством РФ - в п. 1 ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ от 29.12.2006 "О развитии сельского хозяйства" дано определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое с некоторыми изменениями повторено в ст. 346.2 НК РФ. Таким образом, законодательно установлены признаки таких лиц по крайней мере в той степени, которая необходима для целей налогообложения", - считает Наталья Куркина, руководитель юридического отдела аутсорсинговой компании "Интеркомп".

Также правительство предлагает уточнить обязательные условия, при которых доходы от оказания услуг по обработке почвы, уходу за посевами, заготовке кормов и уборке зерновых культур можно отнести к доходам от реализации сельхозпродукции для целей исчисления ЕСХН. Так, предлагается ввести требование, согласно которому такие услуги должны являться дополнительными к основным видам деятельности. Возможно также установить предельную долю доходов от оказания этих услуг в общем объеме доходов либо соотношение доходов от оказания этих услуг с доходами от реализации сельхозпродукции.

Эксперты отмечают еще ряд спорных ситуаций в применении ЕСХН. "Много нареканий всегда было к фразе в ст. 346.2 НК РФ о сельскохозяйственном сырье собственного производства. Именно этот пункт мешал самостоятельно, без придумывания различных схем, развиваться компаниям, ориентированным исключительно на обработку сельскохозяйственной продукции (не надо путать со скупщиками)", - говорит Вадим Ткаченко. Также вызывает споры деятельность группы компаний, которые совместно производят сельскохозяйственную продукцию. "Нет единого мнения о том, учитывается ли доход, в соответствии с которым осуществляется производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких товаропроизводителей, при определении доли дохода, дающего право на применение ЕСХН", - говорит Юрий Гусаков, партнер компании "Найдем Адвоката".

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Голова
"Российская Бизнес-газета" - Налоговое обозрение