Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Этикетка под лупой

Добавлено: 2015-10-22, просмотров: 490


Потребители нуждаются в новой маркировке продуктов питания

 Фото: Depositphotos.com
Фото: Depositphotos.com
Более 70% россиян читают этикетки на продуктах питания и хотят потреблять безопасные и качественные товары. Такие данные получил Национальный исследовательский центр "Здоровое питание", проведя опрос во всех федеральных округах. Результаты исследования показывают, что существующая маркировка продуктов не соответствует потребностям и интересам покупателей.

На что люди обращают внимание? Наибольшее внимание привлекает срок годности - за ним следит почти 90%. Второе место делят дата изготовления и состав продукта (63%). Более трети потребителей обращают внимание на массу, объем и вес. Чуть менее трети на страну-изготовителя, торговую марку и соответствие ГОСТу. Энергетической и пищевой ценности продукта уделяют внимание более 10% опрошенных. И лишь 6% интересуются содержанием микро- и макроэлементов. Но зато 27% респондентов жалуются на мелкий, нечитаемый шрифт. А треть не доверяют написанному на этикетке, считая данные недостоверными. Опрошенным было предложено также оценить цветную маркировку типа "Светофор", предложенную НИЦ "Здоровое питание". Она создана по всем понятному принципу: красный - уровень опасного для здоровья ингредиента повышен, желтый - задумайся, стоит ли рисковать, зеленый - продукт не содержит ничего опасного.

- Важно не только контролировать срок годности продуктов, дату изготовления и вес упаковки, - комментирует итоги опроса руководитель центра "Здоровое питание" профессор Олег Медведев. - Первый и очевидный шаг - увеличение шрифта маркировки. Нужно, чтобы наше население имело возможность следить за составом продуктов, чтобы люди начали внимательнее относиться к питательной ценности, избегали повышенного содержания насыщенных жиров и обходили стороной трансжиры. Сейчас сделать это сложно: этих данных просто нет на этикетке. Новая маркировка позволяет ознакомить покупателя с питательным составом, указывает процент от суточной нормы потребления и позволяет с первого взгляда оценить полезность продукта благодаря цветовой шкале.

- Конечно, маркировка продуктов питания должна быть более внятной и удобной для чтения, - согласен президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Буланов. - Сделать это можно - выполняют же наши экспортеры требования к маркировке продуктов, принятые в Европе, а там она более читаемая и удобная для потребителя.

- Для этого надо внести изменения в техрегламент Таможенного союза, - напоминает генеральный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов. - Сейчас в его требованиях слишком много позиций, к тому же вся информация должна быть повторена на трех языках стран-участниц. Поэтому и шрифты такие мелкие, что не прочитаешь. Зачем, например, указывать и юридический, и фактический адрес производителя или воду в составе продуктов? Число позиций надо сократить, оставить только самые необходимые, в перечне ингредиентов указывать краткие наименования, а не полные, и только те, которые имеют значение для потребления. И наконец, дать производителю право доводить информацию о продукте удобным ему способом. Например, не на упаковке, которая иной раз бывает очень маленькой, а на листке-вкладыше, который можно печатать отдельно и выдавать по требованию покупателя.

- В требования к маркировке, содержащиеся в техрегламенте Таможенного союза, необходимо внести изменения, касающиеся размера шрифтов и подачи информации, - согласна и исполнительный директор Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Екатерина Нестерова. - Но не забывать, что изменение упаковки или этикетки - дорогое удовольствие для производителей. С 1 января 2016 года всем им придется вносить в них изменения в связи с заменой Общероссийского классификатора продукции (ОКП) на новый. Крупные производители обычно заказывают большие тиражи упаковки - так выходит дешевле. Если часть ее останется на складах - это прямые убытки. Плюс затраты на печать новых. Поэтому при любом изменении в требованиях к упаковке или этикеткам необходимо предоставлять предприятиям разумный переходный период - год или полтора.

Заботы производителей понятны, тем не менее регуляторы должны учитывать и требования потребителей продуктов питания, а они растут, поскольку люди все чаще хотят понимать, какие продукты они покупают, насколько они полезны и безопасны.

Инфографика: РГ /Мария Пахмутова/Татьяна Бетенева
"Российская Бизнес-газета"