Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Дверь скрипит

Добавлено: 2016-03-21, просмотров: 514


Текст: (генеральный директор "INFOLine-Аналитика")
Строители переходят на дешевые обои, линолеум и плитку
В 2016 году темпы падения производства базовых строительных материалов значительно ускорятся, прогнозирует INFOLine. Это произойдет на фоне сокращения покупательской активности на рынке недвижимости. Это негативно влияет на динамику рынка строительно-отделочных материалов и товаров для дома.

Кроме того, масштабно сократилась инвестиционная активность и ухудшилось финансовое положение застройщиков. Это обусловило рост их задолженности перед поставщиками базовых строительных материалов и сокращение их выпуска.

В сегменте отделочных материалов снижение внутреннего производства наблюдалось на фоне масштабного схлопывания импорта, обусловленного девальвацией рубля. При этом ключевым драйвером снижения платежеспособного спроса в сегменте отделочных материалов стало изменение структуры спроса на жилье. Покупатели все чаще приобретают квартиры с отделкой, которые позволяют сразу переехать в новое жилье, а также снизить (за счет приобретения застройщиком отделочных материалов по оптовым ценам и оптимизации стоимости ремонтных работ) и значительно растянуть во времени расходы на проведение ремонта.

Так, на крупнейшем в России рынке жилья экономкласса Московской области к началу 2016 года доля жилья, реализуемого с отделкой, выросла до 35 процентов, что в 1,3 раза выше, чем годом ранее. А на рынке Санкт-Петербурга она уже приближается к 60 процентам.

Строительные компании, реализующие квартиры экономкласса с отделкой, как правило, используют недорогие отечественные строительные материалы (обои, линолеум, лакокрасочные материалы, межкомнатные двери, полотенцесушители). Однако даже с учетом импортозамещения производство лакокрасочных материалов в 2015 году на основе синтетических полимеров снизилось на 4,4 процента, производство обоев - на 6,6 процента, керамической фасадной плитки - на 11,5 процента, производство дверей и окон (коробок и полимерных подоконников) - на 10 и 12,2 процента соответственно.

Сильнее всего просело производство железобетонных изделий. Падение составило 19 процентов (до 21,8 миллиона куб. м). На 9 и 8 процентов соответственно сократилось производство цемента и кирпича. Цемента было произведено всего 62,1 миллиона тонн.

Снижение физических объемов производства и импорта отделочных материалов обусловило сокращение розничных продаж на рынке DIY&Household (товары для дома и ремонта) примерно на 5 процентов, несмотря на значительный рост цен по большинству товарных категорий из-за девальвации рубля более чем на 50 процентов. По прогнозу INFOLine, в 2016 году продажи DIY&Household не превысят 1,35 триллиона руб., что на 8 процентов ниже, чем в 2015 году. При этом сохранится негативная динамика продаж в сегменте рынка Hard DIY (материалы для строительства и черновой отделки). В 2016 году продажи в рублевом выражении снизятся не менее чем на 10 процентов после 15-процентного сокращения в 2015 году.

Кроме того, в 2016 году, впервые с 2009 года, произойдет сокращение в сегменте рынка Soft DIY (материалы для чистовой отделки) в рублевом выражении на 6-8 процентов. В то время как в 2015 году сегмент снизился по сравнению с уровнем 2014 года лишь на 1-2 процента. Наиболее сложная ситуация в 2016 году будет характерна для сегмента B2B и мелкого опта, где спрос со стороны строительных компаний и ремонтных бригад сокращается практически во всех сегментах рынка (социальное жилье, капремонт жилых и нежилых объектов) и сопровождается увеличением отсрочки платежа и нарастанием неплатежей.

В то же время у ретейлеров DIY существует значительный потенциал для увеличения продаж строительных и отделочных материалов. Он связан с рынком B2B, где за счет комплексного ассортимента, больших по длительности отсрочек платежа, высокого качества логистического сервиса и развития мультиканальных и онлайн-продаж торговые сети могут по ряду товарных позиций и групп замещать дистрибьюторское звено или прямые поставки от производителей.

Инфографика РГ/Мария Пахмутова/Елена Березина