Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



«Большую нефть» ищут на арктическом шельфе

Добавлено: 2016-08-05, просмотров: 375


Салехард. В ЯНАО прошли общественные слушания в связи с началом изучения морского продолжения Ямальской нефтегазоносной области. В нынешнюю навигацию планируется провести геофизические исследования в Байдарацкой губе Карского моря. Как выяснилось, в 2006 году государственный научный центр "Южморгеология", проведя рекогносцировочные работы, обнаружил магнитную аномалию, идущую от района Полярного Урала в сторону Бованенковского и Крузенштернского месторождений. Ученые предполагают, что в возможных разломах могут обнаружиться большие запасы углеводородов.

Федеральное агентство по недропользованию Минприроды России приняло решение изучить транзитную зону в Байдарацкой губе, где Полярный Урал погружается в водный бассейн. По словам начальника управления Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового сектора ЯНАО Рашида Кашапова, будет проведена комплексная оценка геологического строения и нефтегазоносности на стыке структур Полярного Урала, Пай-Хоя и Западно-Сибирской плиты.

Исследование носит не столько практический, сколько научный характер. Сейсморазведка будет проводиться с морских судов при помощи вибрационных систем: корабли будут тянуть за собой шлейф датчиков, фиксирующих прохождение сейсмического сигнала. По окончании исследования, надеются геофизики, будут выделены перспективные участки и выработаны рекомендации по проведению дальнейших геологоразведочных работ.

Заместитель директора ВНИИ "Океангеология" Андрей Черных считает начало работ в акватории вполне логичным: Ямал осваивается на суше, а параллельно изучается его ближайшее окружение. На ввод месторождения в эксплуатацию обычно уходит 20-30 лет, а в нефтегазоносной области есть районы, которые мало изучены. Поэтому сначала исследуют общее геологическое строение, затем выделяют какие-то перспективные территории и проводят более детальную разведку.

Исследования "Океангеологии" показали, что в транзитной зоне Байдарацкой губы есть перспективные структуры. Геологическое строение там точно такое же, как и на Ямале, что вполне закономерно, поскольку зона является продолжением Западно-Сибирской провинции. Перспективы найти месторождения вполне реальны. Другое дело, что сухопутных запасов на Ямале настолько много, что в акваторию, полагает Черных, пойдут еще нескоро.

Главный геолог ГНЦ ФГУГП "Южморгеология" Валерий Юбко утверждает, что экономически это пока невыгодно: нужны специальные технологии. В Баренцевом море нефть уже добывают, но там другая ледовая обстановка. Для Карского моря и моря Лаптевых с их напряженной ледовой обстановкой эффективных технологий пока не существует. Многие страны двигаются в этом направлении – Норвегия даже предложила вести разработку не с поверхности, а снизу, прокладывая горные тоннели.

Санкции со стороны Запада затормозили разработку российского арктического шельфа, поскольку отечественного оборудования для бурения на глубине 100-200 метров нет. Создавать же его в нынешних экономических условиях страна позволить себе не может: добывающая платформа для условий Баренцева моря стоит 2 миллиарда долларов, а усиленного ледового класса еще дороже. Однако в транзитной зоне (глубина не превышает 20 метров) проблема эта решаемая: можно, утверждает Андрей Черных, использовать для бурения насыпные острова, затопленные баржи и некоторые другие технологии.

Специалисты института "Океангеология" считают, что идти на глубокую воду сегодня нет большого смысла, поскольку в ближайшие десятилетия Ямал вполне справится с поставками газа. Разведывать газовые месторождения имеет смысл разве что в неглубоком море Лаптевых – они могут быть рентабельными с учетом ориентации на Азиатско-Тихоокеанский регион. С нефтью же ситуация значительно сложнее.

Экономическая стратегия России предполагает, что к 2035 году добыча черного золота на арктическом шельфе должна вырасти с нынешнего 1 миллиона тонн до 33 миллионов тонн. Оценка же ресурсов изученных участков говорит о том, что доля жидких углеводородов (нефть и конденсат) в недрах арктического шельфа составляет всего 15%, то есть нарастить столь резко добычу весьма проблематично. Задачу усложняет неравномерная изученность шельфа: представляющие первоочередной интерес преимущественно нефтеносные районы не определены.

Сотрудники института "Океангеология" в связи с этим предлагают завершить региональный этап геологоразведки, провести поисково-оценочные работы, оконтурить преимущественно нефтеносные районы шельфа и начать их осваивать в недалеком будущем, чтобы сохранить добычу на уровне нынешних 525 миллионов тонн в год.

Выполнение этих грандиозных задач потребует изменения законодательства, развития специального судостроения, создания современных технологий разведки месторождений, строительства инфраструктуры на побережье и шельфе, а также обеспечения экологической безопасности Арктической зоны. Все это возможно только в рамках отдельной Государственной программы под непосредственным контролем правительства России.

Сомневаться в ее реализации не приходится: как заявил на V Международной конференции "Ямал Нефтегаз" губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, несмотря на сложную экономическую обстановку, ни один плановый проект не был отложен. "Ямал, – подчеркнул глава региона, – снова первопроходец. Мы новаторы в области создания комфортных условий работы для бизнеса, использования передовых технологий освоения природных богатств, в реализации научных и экологических проектов". Глава арктического региона также подчеркнул, что Ямал не планирует уменьшать объемы добычи углеводородного сырья, тем более разведанных запасов. Но, делает замечания, что себестоимость добычи должна быть просчитана на перспективу и вариант транспортировки например, нефти, необходимо выбирать в соответствии с анализом конкурентоспособности: труба или Северный морской путь. Но это, конечно, перспективные замечания.

Источник: УралИнформБюро