Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Кликнуть мяса

Добавлено: 2017-04-27, просмотров: 65


Для сбыта своей продукции уральские фермеры осваивают Интернет
Несмотря на кризис и падение реальных доходов населения, уральские интернет-магазины фермерской продукции в большинстве своем не только не закрываются, но и множатся.

Некоторые из них представляют собой самодельные странички на бесплатных хостингах, другие сделаны по последнему слову интернет-дизайна. Кто-то торгует товаром лишь с собственного подсобного хозяйства, а есть и настоящие онлайн-гипермаркеты с широким выбором фермерской продукции от целого ряда производителей.

Надо сказать, далеко не все предприниматели охотно отвечают на вопросы журналиста. Скажем, есть среди них деревенские жители, желающие реализовать излишки с собственного подворья. Как правило, справок на мясо и молоко у них нет, забивают мелкую живность сами, а не через бойню, как того требует закон. Поэтому и пугаются звонка и что есть сил отнекиваются: "Что вы, что вы, у нас не магазин, мы только друзьям и знакомым продаем". Тем не менее на их сайтах висят прайс-листы и указаны номера телефонов для заказа.

Возможно, люди вынуждены идти на нарушение, потому что нет иного, легального, способа реализовать свою продукцию?

- Ты сама стала бы брать мясо без справок не пойми у кого? - отвечает вопросом на вопрос  официальный представитель министерства АПК и продовольствия Свердловской области Екатерина Ятнова. - У нас организован централизованный закуп молока и мяса у сельчан, так что им есть куда девать излишки. Только в прошлом году в личных подсобных хозяйствах закуплено 16 тысяч тонн молока и пять тысяч тонн мяса. Через Интернет продают те, кому хочется выручить побольше денег. Но покупать непроверенную продукцию - авантюра.

Крупные интернет-рынки устроены иначе. Они сотрудничают с рядом зарегистрированных крестьянско-фермерских хозяйств, которые по заказу поставляют им продукцию. Как утверждают владельцы таких сервисов, прежде чем заключить с фермером контракт, они, во-первых, просят показать разрешительную документацию, а во-вторых, дегустируют товар сами.

Пожалуй, роднит оба типа интернет-магазинов между собой лишь одно - довольно высокие цены. Так, литр свежего непастеризованного коровьего молока обойдется любителю эко-продуктов примерно в 100-120 рублей, десяток куриных яиц - в 140-200, курица - в 270-370, свинина - в 320-530, говядина - в 380-1300 рублей за килограмм. Можно легко сопоставить эти цифры с ценниками обычных магазинов. Хотя, как уверяют владельцы самих торговых площадок, качество продукции несопоставимо.

- Мы не сравниваем цены: в магазинах совершенно иные продукты, - говорит руководитель интернет-рынка фермерской продукции Денис Рулев. - Например, яйца. Деревенские не сравнишь с теми, что произведены на птицефабрике. Птица находится на свободном выгуле, питается нормальной пищей, ее не пичкают антибиотиками и гормонами роста. А ведь яйцо все в себя вбирает. То же самое с курицей, которую вы заказываете на мясо: сегодня она еще гуляет, а назавтра вам ее уже разделали и привезли к столу.

Проект не зарегистрирован как интернет-магазин, и сделано это намеренно. По словам Дениса Рулева, он и его сотрудники, скорее, выполняют функции агентов фермеров - распространение и доставку их товаров. Интернет-рынок имеет сортировочный цех, но не хранит продукцию, доставляя ее потребителю день в день. Фермер узнает о новом заказе в режиме реального времени, получая уведомление с сайта. Кроме него заказ видит сортировщик, который на следующий день собирает продуктовую корзину для покупателя и отправляет ее в подразделение доставки.

Фермеры готовы совершенствоваться в своем деле, но заниматься маркетингом не умеют

- Фермеры готовы развиваться и совершенствоваться в своем деле, но заниматься маркетингом и продвижением продукции не умеют. Они не хотят стоять на рынке, но, как по-другому реализовать товар, тоже не знают. По сути, им нужен централизованный рынок сбыта. Поэтому было бы хорошо, если бы таких компаний, как наша, стало больше. Работы хватит всем. Тогда фермеры смогут хотя бы примерно планировать объемы своего производства и иметь более или менее стабильный рынок сбыта, - рассуждает Денис Рулев.

Его торговая площадка пока существует исключительно в Интернете. Но есть и другая модель, когда онлайн-магазин не является самостоятельным, а используется как поддержка розничной сети. Именно по такому принципу создавалась торговая площадка в Арамили. Местным жителям, конечно, удобнее самим прийти в лавку и выбрать продукты, а екатеринбуржцам владельцы бизнеса предлагают сделать удаленный заказ и оформить доставку.

- Мясо люди охотнее покупают все-таки в розничных магазинах, где можно взглянуть на товар. Интернет-заказов мало, сайт пока не популярен и не раскручен, - рассказывает коммерческий директор сети магазинов Алексей Богданов. - Многие из тех, кто заходит на сайт, звонят и спрашивают, куда можно приехать и посмотреть продукцию, потому что опасаются, что привезут что-то не то.

Пожалуй, связка магазинов разных форматов была бы действительно наиболее эффективной для реализации недешевой фермерской продукции. Потому что даже при нынешнем уровне развития онлайн-торговли покупки через Интернет могут быть небезопасными. Так, по словам пресс-секретаря управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталии Лукьянцевой, очень часто владельцев таких торговых площадок невозможно проверить на соблюдение санитарного законодательства и закона о защите прав потребителей только потому, что на сайте не указаны сведения о юридическом лице. Или продавец вовсе не зарегистрирован в качестве предпринимателя.

По статистике за прошлый год, из 279 поступивших в управление Роспотребнадзора жалоб на работу интернет-магазинов проверку удалось провести только в отношении девяти: владельцев и местонахождение остальных сотрудники надзорного ведомства просто не смогли установить.

мнения

Валентина Неганова, завсектором агропродовольственной политики Института экономики УрО РАН:

- Платежеспособный спрос на фермерскую продукцию всегда тесно связан с ее ценой. Если цена более или менее приемлема, то есть чуть выше, чем в магазине, то и спрос на такую продукцию будет достаточно высок. В таком случае фермеры получают прибыль за счет объема реализации продукции и находятся в более выгодном положении, чем те, кто продает свой товар втридорога. Покупатель, в свою очередь, соглашается заплатить более высокую цену в обмен на экологически безопасную продукцию. Задача и фермера, и продавца заключается в том, чтобы попасть в "створ" между низкой ценой и сверхвысокой. Я не отрицаю, что есть спрос и на очень дорогую продукцию, но сегодня даже богатые люди дважды подумают, а стоит ли товар с приставкой "эко" своих денег и не пытается ли продавец просто обмануть покупателя.

Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области:

- Проблема реализации фермерской продукции действительно существует. Интернет-магазины, возможно, отчасти могли бы помочь ее решить. Я не вижу особенной трудности в том, чтобы разместить на сайте копии справок и сертификатов, данные о производителях. Фермеры, которые хотят таким образом продвигать свою продукцию, должны быть заинтересованы в соблюдении всех норм закона.

Но есть еще один вариант решения проблемы, которому почему-то не уделяется достаточного внимания. Я говорю об организации нестационарной торговли. Сегодня качество регулирования этой сферы оставляет желать лучшего. Специальный доклад уполномоченного на эту тему был подготовлен еще в августе 2015-го года, но существенных подвижек с тех пор не произошло. Все отмахиваются от нестационарной торговли как от надоедливой мухи. Но на самом деле это спасение и для жителей, особенно малых городов, и для производителей продукции, для которых их работа - единственный способ прокормить семью.