Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Июнь. Вступает в силу

Добавлено: 2017-06-01, просмотров: 131


Что изменится в нашей жизни с наступлением лета
  Банк России поможет кредитным организациям "объехать" плохих клиентов и избежать рискованных сделок. Фото: Сергей Михеев
Банк России поможет кредитным организациям "объехать" плохих клиентов и избежать рискованных сделок. Фото: Сергей Михеев

Знай своего клиента

В июне Банк России начнет рассылать кредитным организациям списки компаний и граждан, которым хотя бы в одном из банков было отказано в проведении операции либо в открытии счета или вклада. А сами банки разделят на базовые и универсальные.

Информацию о клиентах Центральный банк будет получать от Росфинмониторинга, которому банки по закону обязаны сообщать обо всех случаях отказов в обслуживании. Банки обязаны обращать пристальное внимание на физических и юридических лиц, которые не могут доказать законность происхождения крупных денежных средств или проводят операции без явного экономического смысла. Это признаки отмывания доходов, полученных преступным путем. Финразведка собрала сведения о сотнях тысяч отказов, они и станут достоянием рынка с 26 июня 2017 года. Форматы электронных сообщений ЦБ предусматривают указание полных паспортных данных.

А также сведения о юрлице и индивидуальном предпринимателе, основания и даты отказа в обслуживании. Эти данные станут одним из критериев, по которым банки оценивают "благонадежность" клиента.

С помощью такого информационного обмена банки получат возможность выступать единым фронтом против мошенников, считает советник правления Промсвязьбанка Алексей Янов. "Законопослушным клиентам незачем опасаться отказа в обслуживании, в их отношении прогноз абсолютно благоприятный", - полагает он. Тем не менее в первое время после 26 июня рост отказов в банковском обслуживании будет заметным, считают в банке "Интеза".

Позднее списки клиентов-отказников начнут получать также некредитные финансовые организации.

Как ЦБ будет делить банки

Теперь о самих банках. Их лицензии разделятся на универсальные и базовые в зависимости от объема капитала. Банки со вторым типом лицензии получат от ЦБ упрощенное регулирование, но при этом не смогут проводить некоторые операции.

Но сначала с 1 июня все российские банки по умолчанию получают статус "универсальных". Он будет действовать до 1 января 2018 года. А потом для получения банком универсальной лицензии он должен будет располагать капиталом от миллиарда рублей и выше. Размер капитала для банка с базовой лицензией определен законом на уровне от 300 миллионов рублей.

Все ключевые операции для банков с базовой лицензией останутся доступны. Они смогут привлекать деньги во вклады, открывать и вести счета, проводить денежные переводы, заниматься куплей-продажей иностранной валюты, а также кредитовать бизнес и физлиц.

При этом такие банки все же будут ограничены в операциях с иностранными клиентами - в частности, по размещению привлеченных средств, выдаче банковских гарантий и по привлечению во вклады драгметаллов. Также такие банки не смогут открывать счета в зарубежных кредитных организациях, если только они не создаются для участия в иностранной платежной системе. Кроме того, у таких банков не будет права открывать за границей свои филиалы или дочерние организации.

Взамен банки с базовой лицензией получат от Центробанка упрощенное регулирование. Они должны будут раскрывать годовую и промежуточную финансовую отчетность (с аудиторскими заключениями), но могут не раскрывать данные о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.

Новый закон фактически разделяет российскую банковскую систему по трем уровням регулирования - от наиболее жесткого у десятка системообразующих банков и кредитных организаций с универсальной лицензией до ограниченного у банков с базовой лицензией.

По данным ЦБ, в России по состоянию на 1 мая работало 600 банков. Капиталом выше миллиарда рублей сейчас располагают около половины из них. По оценке вице-президента Ассоциации региональных банков Олега Иванова, под критерии базовой лицензии попадают примерно 260 банков, чья доля в активах всего сектора составляет около 1,5 процента. "При этом только половина банков с такой лицензией придется на регионы, вторая половина - на Москву. Наиболее жизнеспособны и востребованы банки с базовой лицензией будут именно в регионах", - считает он.

По мнению Иванова, клиенты-физлица практически не заметят для себя разницы после окончательного разделения банков. "Кроме того, многим клиентам важны территориальная близость банковского отделения и выбор хотя бы между двумя кредитными организациями", - говорит он. Бизнес же на уровне клиентского обслуживания продолжит кредитоваться в привычных для себя банках, поэтому серьезных изменений он также не заметит, рассчитывает Иванов.

На свалках пересчитают весь мусор

Каждый килограмм отходов должен быть учтен. Переходный период, который был дан владельцам полигонов, свалок, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов для оборудования их средствами измерения массы твердых коммунальных отходов (ТКО), истекает 14 июня.

Переход на единые правила и методики их учета является одним из важных этапов реформирования системы обращения с отходами, проводимой в нашей стране. Пока у нас одновременно используется учет и по массе, и по объему. Теперь правила поменяются.

Правда, далеко не все "мусорные" предприятия оказались к ним готовы. "По нашим данным, около 90 процентов всех объектов обезвреживания и захоронения ТКО специальными средствами по измерению массы не оборудованы, - рассказал "РГ" координатор проекта Общероссийского народного фронта "Генеральная уборка" Дмитрий Миронов. - Это говорит о неэффективности работы региональных властей, которые должны были привести в порядок всю отрасль сферы обращения с отходами и разработать и принять территориальные схемы по обращению с отходами. В итоге такие схемы получились недоработанными с массой системных ошибок".

К сожалению, большинство таких объектов, которые даже официально включены в Государственный реестр объектов размещения отходов, не только не имеют каких-либо средств измерения массы, но и не оборудованы даже очистными сооружениями, фильтратоотводными каналами и гидроизолирующим материалом, отметил Миронов.

Большинство свалок, 
которые включены в госреестр, не оборудованы даже очистными сооружениями

"У некоторых отсутствуют даже заборы и четко определенные границы, - говорит эксперт. - Так, например, мы провели рейд к "серому полигону" вблизи Таганрога, который якобы работает на законных основаниях и даже включен в территориальную схему по обращению с отходами в Ростовской области. Полигон представляет собой просто неогороженную свалку посреди сельскохозяйственных полей, на которую завозится как строительный, так и бытовой мусор, нет каких-либо измерительных приборов. Присутствуют лишь шлагбаум и будка со сторожем".

Возможно, законодателям еще стоит поработать над документами. По мнению председателя Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Сергея Чернина, пока у "мусорного бизнеса" остается множество возможностей для манипуляций с отчетностью. "Содержимое одного мусоровоза может весить и 10, и 20 тонн. Мусор, вывезенный с одного предприятия, можно спрессовать, а высвободившийся объем заполнить отходами из какого-то иного источника", - приводит примеры Сергей Чернин.

Унифицировать систему учета отходов необходимо как минимум для того, чтобы иметь адекватное представление о том, сколько их образуется. "После завершения реформы все расчеты, в том числе тарифов и нормативов образования, будут производиться на основе данных о массе образуемых отходов. Поэтому установка средств измерения (автомобильных весов) совершенно необходима", - резюмирует эксперт. Вот только вопрос, как заставить владельцев свалок и полигонов это сделать, остается открытым.

Новоселам дадут гарантию

В "реестр обманутых дольщиков" с июня будут включать граждан по новым правилам.

Главное из них - неисполнение застройщиком обязательств по договору долевого участия в течение более 9 месяцев. Оправданием строительной компании может служить только прирост вложений в незавершенный объект. То есть, если организация нашла дополнительные деньги, чтобы сделать свой проект больше, выше и шикарнее, закон дает отсрочку по внесению данных о дольщике в реестр.

Кроме того, гражданин, данные о котором вносятся в реестр, должен соответствовать ряду требований. Так, его деньги должны быть привлечены застройщиком проблемного объекта в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". При этом все время действия договора дольщик надлежаще исполнял свои обязанности, в отличие от застройщика. Для покупателя это дополнительный стимул платить по счетам вовремя и придерживаться закона, даже когда стройка остановилась и шансов на ее возобновление немного.

Обманутым дольщик признается в том случае, если у застройщика отсутствует правопреемник, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве. При этом не выполнены обязательства поручительства или страхования гражданской ответственности застройщика, в том числе из-за ликвидации кредитной или страховой организации.

Дважды попасть в Государственный реестр обманутых дольщиков, чтобы получить помощь, не получится

Также данные о дольщике могут быть внесены, только если сведения о нем в реестре еще не содержатся. Причем как в отношении того же, так и иного объекта, говорится в приказе минстроя. Таким образом, быть обманутым дольщиков сразу по нескольким объектам невыгодно.

Решение о включении гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании заявления пострадавшего. Поэтому обманутому гражданину необходимо самому обратиться для включения сведений о нем в реестр.

Ведение реестра дает государственным органам полную картину о количестве обманутых инвесторов и недостроенных объектах. "Формирование такого реестра и включение в него обманутых дольщиков позволяет государству выявить проблемные объекты, получить достоверные данные о количестве пострадавших", - говорит Сергей Литвиненко, эксперт центра "Общественная Дума".

Если гражданин пострадал от действий застройщика, он обязательно должен подать заявление о внесении сведений о нем в реестр, советует эксперт. "Это нужно в первую очередь не государству, а собственникам", - настаивает Литвиненко. Только в этом случае можно рассчитывать на помощь государства.

Сейчас серьезно меняют и правила игры для обманутых дольщиков. Разрабатывают новые механизмы их защиты, в том числе за счет создания компенсационного фонда, взносы в который будут отчислять все застройщики.

Это позволит передать недостроенный объект другому застройщику вместе со средствами компенсационного фонда, за счет которых дома будут завершены. "Новая компания доведет начатое до конца и урегулирует имеющиеся проблемы", - отмечает Сергей Литвиненко. Но рассчитывать на помощь могут только те дольщики, данные о которых есть в реестре.

Инфографика: "РГ"/Антон Переплетчиков/Ирина Жандарова