Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Подсчетная грамота

Добавлено: 2017-06-23, просмотров: 107


Старшеклассников и их родителей будут учить разбираться в бюджетах всех уровней - от федерального до муниципального
В старших классах российских школ начнут преподавать бюджетную грамотность. Но каждое образовательное учреждение само решит, нужно ли это ученикам и в каком формате организовать курс (как часть обязательного предмета, факультатив, внеурочная работа и так далее).
 Фото: EPA В начальной и средней школе во многих регионах детей учат подсчитывать свои доходы и расходы. В старшей школе они уже готовы «штурмовать» главный финансовый документ страны. Фото: EPA
В начальной и средней школе во многих регионах детей учат подсчитывать свои доходы и расходы. В старшей школе они уже готовы «штурмовать» главный финансовый документ страны. Фото: EPA

Федеральные ведомства со своей стороны внесут необходимые изменения в законодательство, чтобы такая возможность была у всех школ. Высока вероятность, что программу в сжатом виде смогут внедрить в средних специальных учебных заведениях - главное, чтобы был спрос.

Об этом рассказали участники конференции о развитии бюджетной грамотности в рамках проекта минфина и Всемирного банка. Сегодня элементы этого курса включены в разных формах в образовательные программы 34 стран. В США его преподают в рамках экономики, математики, граждановедения и истории. Франция, Германия, Индия и ряд стран Латинской Америки также интегрировали курс в экономику, рассказала специалист Всемирного банка в сфере соцразвития Харика Масуд.

Всемирный банк под бюджетной грамотностью понимает умение читать, расшифровывать и понимать бюджеты "для стимулирования и укрепления конструктивного гражданского участия" в процессе их составления. Решение вопросов, непосредственно связанных с населением, проходит на уровне региональных и муниципальных бюджетов, подчеркнул директор департамента бюджетной методологии и финотчетности в госсекторе при минфине Сергей Романов.

Школьников учат понимать, за что платит население, 
что за это получает и как можно повлиять на бюджет

В России только закончился эксперимент по внедрению курса, в котором приняли участие Алтайский край, Башкирия и Пермский край (31 школа, более тысячи учащихся и 58 учителей). Программа рассчитана на 36 часов в базовом или углубленном варианте (последний предполагает погружение в основы экономики, обществознания и права). Комплект материалов, подготовленный при поддержке минфина, включает пособие и рабочую тетрадь для школьников, методическое пособие для учителей и обычное - для родителей, то есть комплект стандартный, как и в случае с факультативами по финансовой грамотности.

Успеваемость учащихся по итогам пилотирования программы в базовом варианте оказалась довольно высокой: из 26 максимально возможных баллов школьники Башкирии набрали 23,25 балла. По углубленной программе вперед вырвался Пермский край - 28,05 балла из 42.

Старшеклассников по всей стране насчитывается около 700 тысяч. Чем больше они будут знать о местных и госбюджетах, тем проще им будет ответить на вопросы "за что я плачу", "что за это получаю" и "как повлиять на бюджет". Пилотная программа курса охватывает все уровни бюджетной системы, но строится на обсуждении понятных и близких школьникам вещах, которые связаны с получением государственных и муниципальных услуг на уровне их города или села.

Преподаватели, учащиеся и их родители высоко оценили учебные материалы. Сам курс готов к внедрению в школах, остается включить его в реестр примерных основных общеобразовательных программ минобрнауки в качестве программы допобразования. Преподаватели курса в необходимости смогут пройти курс повышения квалификации, но если им будет достаточно самостоятельно изучить материалы, то требовать обязательную "корочку" от них никто не будет, уточнил Сергей Романов.

Эксперты возлагают большие надежды на внедрение программы, которая, по задумке минфина, должна принести экономический и социальный эффекты, в том числе снизить иждивенческие настроения среди граждан и привлечь его к участию в местном развитии. Впрочем, представители Всемирного банка считают, что Россия и так показывает колоссальные успехи: по индексу открытости бюджета страна в 2016 году заняла 11-е место среди 102 участников рейтинга, в то время как десять лет назад среди 89 стран Россия была на 47-м месте, подчеркнул руководитель глобальной практики госуправления по странам Европы и Центральной Азии Андриан Фозард.