Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Олег Мосин: мы должны сосредоточить усилия на комплексной реализации проекта «Доступное жилье»

Добавлено: 2006-06-07, просмотров: 6411


ХАНТЫ-МАНСИЙСК. Ханты-Мансийский банк является одним из основных участников окружной программы «Улучшение жилищных условий населения ХМАО на 2005–2015 годы». О перспективах развития, первых трудностях, возникших в ходе ее реализации, рассказывает начальник управления потребительского и ипотечного кредитования Ханты-Мансийского банка Олег Мосин.

Олег Валентинович, ранее было заявлено, что программа по улучшению жилищных условий населения начнет действовать на территории ХМАО еще в конце прошлого года. На каком этапе она находится сейчас?

Начиная с осени прошлого года, Ханты-Мансийский банк активно принимал участие в разработке окружного закона «Улучшение жилищных условий населения ХМАО на 2005–2015 годы». На сегодняшний день в рамках данной программы всего выдано более двух десятков ипотечных кредитов. Думаю, что у других уполномоченных банков ситуация примерно такая же, и этому есть ряд объяснений.

Конкурс на определение уполномоченных банков, которые будут принимать участие в реализации проекта, состоялся в марте, а сама программа стартовала только в апреле текущего года. До середины мая работа велась лишь с одной категорией граждан – работниками бюджетной сферы автономного округа. Тогда же были заключены и первые соглашения с молодыми семьями. Таким образом, на сегодняшний день реально компенсацию процентной ставки могут получить только две категории участников программы из 5, прописанных в ней.

За последние несколько месяцев «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» было вынуждено функционировать в напряженном режиме, открывая один за другим свои подразделения на территории округа и укомплектовывая их в оперативном порядке необходимыми кадрами. Значительная работа, проделанная правительством Ханты-Мансийского автономного округа, коллективами агентства и уполномоченных банков по нашим прогнозам позволит, начиная с июля, полноценно приступить к реализации окружной ипотечной программы в части формирования платежеспособного спроса на жилье.

Правительство ХМАО заявляет о том, что необходимо разработать концепцию развития региональной строительной индустрии, это даст возможность выхода на годовые объемы жилищного строительства свыше 1 млн. квадратных метров. По вашему мнению, когда реализация ипотечной программы может достигнуть пика?

Учитывая то, как развивается ситуация в строительной отрасли региона, объемы жилищного строительства свыше 1 млн. квадратных метров могут быть достигнуты уже в 2007 году, однако по оценкам специалистов для стабилизации ситуации на рынке недвижимости округа эти ежегодные объемы должны быть не менее 2 млн. квадратных метров. Надеюсь, что, начиная с 2008 года, это станет реальностью.

Что касается пика реализации ипотечной программы, я могу отметить, что он наступит не скоро, многое будет зависеть от уровня доходов населения и ситуации в строительном комплексе.

По вашим прогнозам, о каких объемах выданных кредитов Ханты-Мансийским банком можно будет говорить по итогам текущего года?

Учитывая, что в 2006 году ситуация с предложением жилья на первичном рынке очень сложная, портфель ипотечных кредитов банка в основном будет сформирован за счет кредитов, предоставленных на приобретение квартир на вторичном рынке, но даже в этой ситуации по моим прогнозам объем ипотечных кредитов финансовой организации по итогам года составит не менее 1 млрд. рублей.

Насколько сейчас сбалансированы условия спроса и предложения на жилищном рынке?

Важной особенностью реализации проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является его сбалансированность с точки зрения поддержки и стимулирования не только спроса, но и предложения. Механизм ипотечного кредитования тесно связан с развитием строительства. Наводнение рынка денежными ресурсами без обеспечения дополнительного объема нового жилья приведет к всплеску себестоимости квадратного метра и, как следствие, к его удорожанию. Чтобы не допустить этого, темпы и объемы строительства необходимо постоянно наращивать.

По оценкам экспертов, подавляющее большинство включенных в федеральную программу «Жилище» подпрограмм направлено на стимулирование спроса на жилье: развитие ипотеки, предоставление субсидий различным категориям населения и т.д. Данная программа является фундаментом для национального проекта, соответственно регионы начали его реализацию по аналогичным принципам, что привело к очередному всплеску цен на квартиры. По сути дела, только одна подпрограмма «Жилище» под названием «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» призвана стимулировать строительство. Однако нет четко прописанного механизма реализации данной подпрограммы, поэтому многие субъекты федераций заняли выжидательную позицию. К сожалению, как показывает практика дисбаланс между спросом и предложением на жилищном рынке Ханты-Мансийского автономного округа (как впрочем, и во многих других субъектах федерации) уже привел к негативным последствиям.

Начиная с декабря прошлого года, цены на квадратный метр жилья практически во всех муниципальных образованиях Югры продемонстрировали рекордный рост. Основная доля заключенных трехсторонних соглашений с жителями муниципальных образований о компенсации части процентной ставки в рамках реализации программы ХМАО «Улучшение жилищных условий населения округа на 2005-2015 годы», приходится на квартиры, приобретаемые на вторичном рынке. А на первичном рынке складывается плачевная ситуация. В качестве печального примера можно привести ситуацию в окружной столице – Ханты-Мансийск, где цены на вторичном рынке в деревянных домах превышают 33 тысяч рублей за кв. метр, в капитальных домах – 50 тыс. рублей, при этом предложения на первичном рынке просто отсутствуют!

Банк предлагает какие-либо собственные решения этой проблемы?

Осознавая сложившуюся ситуацию, Ханты-Мансийский банк позиционирует себя не только как кредитор, предоставляющий ипотечные ссуды физическим лицам, но и как участник процесса строительства. На сегодняшний день банком успешно применяются схемы финансирования жилищного строительства, созданные совместно с работающими на этом рынке предприятиями и администрациями муниципальных образований. В качестве примера такой совместной деятельности можно привести сотрудничество банка с администрацией города Радужный, где застройщиком является УКС муниципалитета. Существуют схемы, позволяющие обеспечить финансирование строительства за счет кредитных средств, которые направляются исключительно на возведение конкретного объекта. Люди, желающие приобрести квартиру в строящемся доме, заключают с банком договор по вкладу (своего рода накопительный счет). В свою очередь застройщик заключает предварительное соглашение купли-продажи квартиры с данными вкладчиками. Банк предоставляет кредитную линию строительной компании в размере сформированных остатков на счетах физических лиц. Учитывая, что финансовая организация фактически кредитует застройщика за счет привлеченных денежных средств граждан, процентная ставка по кредиту будет ниже рыночной и как показала практика, может достигать всего 5 % годовых. На момент окончания строительства жилого дома сумма денежных средств со счетов вкладчиков перечисляется в адрес строительной компании в качестве оплаты договоров купли-продажи.

Кроме озвученной схемы, мы можем рассмотреть совместно с застройщиком индивидуальные программы финансирования жилищного строительства, оптимальные для всех участвующих сторон. У нас есть опыт работы в рамках Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», на основе которого клиентам предлагаются согласованные с регистрирующими органами формы договоров участия в долевом строительстве. Кроме того, мы готовы предложить кредитные ресурсы для ускорения подготовки земельных аукционов и проектов по строительству социального жилья. Также, существует возможность финансирования инвестиционных проектов, касающихся обеспечения коммунальной инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства в муниципальных образованиях, программ по созданию или развитию предприятий по производству строительных материалов.

Я хочу обратить внимание на то, что обсуждаемый сегодня национальный проект имеет, прежде всего, социальную направленность, и мы должны сосредоточить усилия на комплексной реализации его подпрограмм, обеспечивающих необходимое равновесие спроса и предложения на жилищном рынке.