Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Право на образование: всегда и для всех?

Добавлено: 2006-07-05, просмотров: 3813


МОСКВА. Здесь в конце июня состоялись общественные слушания «Права человека и образовательное законодательство», организованые Комитетом Государственной Думы по образованию и науке, Экспертным советом по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при Комитете Государственной Думы по образованию и науке. Участники пришли к выводу, что ряд острых проблем, существующих в сфере образования в России, не охвачены соответствующим национальным проектом.

Отличительной чертой слушаний стал их публичный характер: среди организаторов значится неправительственная организация «Образование для всех». Более того, думский Комитет по образованию и науке признал необходимым закрепление участия общественности в законодательном процессе: если будут приняты предлагаемые поправки, все нормативные акты в сфере образования будут проходить общественное обсуждение и экспертизу.

Участники слушаний привели немало аргументов в пользу финансирования образования. Так, например, анализ, сделанный специалистами из Пристонского Университета США в начале 90-х годов показывает, что норма прибыли в этой сфере составляет 700%, то есть 1$, вложенный в систему образования, даёт 7$ прибыли ежегодно в течение 10 лет. Сфера образования по этому показателю опережает даже сталелитейную промышленность, где норма прибыли составляет около 500%, и проигрывает только ресурсодобывающей.

Однако сегодня при определении государственной политики сложился подход, когда образование считается сферой, потребляющей ресурсы, создаваемые в экономике. Соответственно, финансирование образования происходит по остаточному принципу. Неразумность такого подхода пытался доказать профессор МГУ А.И. Калганов. Его главный аргумент заключался в том, что от состояния системы образования напрямую зависит процветание нации. Без реализации прав человека на получение образования невозможна реализация ряда других гражданских прав, например, политических: человек отсекается от общественно-политической жизни, что ставит под сомнение развитие демократии в стране. С другой стороны, уровень образования предопределяет социально-экономическое положение человека, причём последние 20-30 лет эта взаимосвязь становится всё более непосредственной. От состояния сферы образования зависит и положение России в мире, её роль в мировой экономике. В условиях глобализации на ключевые позиции выходят нации, способные обеспечить своим гражданам качественное образование.

По мнению докладчика, поддержка образования со стороны науки в настоящий момент практически не осуществляется: государственная поддержка сокращается, а научные коллективы изгоняются из вузов.

«Для того, чтобы сейчас занять достойное место в мировой экономике и использовать шансы, которые предоставляет глобализация, а не быть объектом эксплуатации со стороны более развитых стран, не оказаться на положении сырьевого придатка, нужны экстраординарные, чрезвычайные усилия по подъёму уровня образования», - подытожил Калганов.

Думский комитет по образованию и науке выступил в тандеме с Генеральной Прокуратурой РФ. На слушаниях свой доклад представила Н.В. Степанова, старший прокурор управления по делам несовершеннолетних и молодёжи. Она рассказала о нарушениях законодательства в сфере образования (только за текущий 2006 год было установлено более 25000 случаев). Как правило, речь идет о нарушениях принципа общедоступности образования: назначении принудительных взносов с родителей учащихся, отказ в предоставлении возможности обучаться в школах, в том числе на основании принятых на местном или региональном уровне правовых норм, противоречащих федеральному законодательству. Кроме этого, были отмечены случаи жестокого обращения с детьми со стороны преподавателей. Отдельное внимание было уделено аварийному состоянию школ, в связи с чем Степанова напомнила о происшествии в апреле 2003 года, когда во время пожара в якутской школе погибли 23 человека.

В мае этого года Уполномоченным по правам человека был подготовлен доклад «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации», и выступление представителя омбудсмена Н.А. Яковлевой на прошедших слушаниях было посвящено проблеме исключения некоторых категорий граждан из процесса образования. Во многих школах зарегистрированы случаи, когда детям отказывали в праве на получение общего образования по причине инвалидности, что противоречит действующему законодательству.

Уполномоченным по правам человека подготовлены поправки в закон «Об образовании», однако, по утверждению Яковлевой, этого шага недостаточно, так как основная проблема заключается в том, что не исполняется действующее законодательство. Меры органов государственной власти в этой области «не адекватны»: правительство не реализует закон «Об образовании» и не принимает мер в связи с его систематическими нарушениями, а субъекты федерации не обеспечивают надлежащего финансирования сферы образования.

Комитет по образованию и науке предложил ряд своих поправок к закону «Об образовании». В частности, члены Комитета допускают введение минимально возможного уровня финансирования образования государством по отношению к ВВП, а также введение системы льгот.

Основным выводом, сделанным участниками слушаний, стало признание национального проекта «Образование» недостаточно всеобъемлющим. Он направлен на компьютеризацию школ, введение системы грантов и изменения в управлении, в то время как износу материальных средств (согласно докладу комитета около 27.000 школ уже непригодны для обучения), закрытию сельских школ, недостатку кадров и ущемлению прав ряда категорий граждан на получение образования не уделяется достаточного внимания.

Евгений Бузятов,
Полит.РУ