Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Опыт разработки и внедрения информационных технологий в приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

Фирма СКБ Контур организована в 1988 году, с 1996 года занимается автоматизацией в сфере ЖКХ и социальной поддержки населения. Головная компания находится в Екатеринбурге, имеется ряд филиалов в УрФО и других регионах РФ, в фирме работают более 300 специалистов.

За это время накоплен богатый опыт, который бы хотелось использовать в реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

В этом направлении фирмой выполнены следующие проекты:

  • Автоматизация единого расчетного центра ЖКХ в г. Екатеринбурге (расчет ЖКУ для более 450 000 квартир и более миллиона граждан)
  • Автоматизация расчетных центров ЖКХ в других городах УрФО (Реж, Заречный, Невьянск, Лесной, Артемовский, Красноуфимск, Тавда, В.Пышма, Шумиха, Миньяр, Вишневогорск и др.)
  • Комплексная автоматизация сферы ЖКХ в проекте Правительства Свердловской области «Социальная карта» (блоки информационной системы - ЖКХ, Субсидии, Паспортный учет)
  • Автоматизация муниципальных служб субсидий на оплату ЖКУ Свердловской области (более 30 городов)

Чтобы в дальнейшем использовать этот богатый опыт, хотелось бы правильно определить фронт работы на 2007-2009 годы, а именно структурировать задачи ИКТ в ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» по определенным направлениям.

С нашей точки зрения здесь видятся следующие основные направления:

  • Создание информационных систем для исполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан по содержанию жилья – речь прежде всего идет об учете предоставления субсидий и льгот на оплату ЖКУ.
  • Создание комплексных информационных систем для удобства обслуживания граждан и получения статистической информации в ЖКХ – это информационные системы учета начислений и оплаты ЖКУ, расчета квартплаты, учета движения граждан по жилфонду, аварийно-диспетчерские системы.
  • Создание информационно - аппаратных комплексов для обеспечения современного уровня комфорта в жилом помещении – это не только инфраструктура связи, включающая выход в интернет, но и современные приборы учета расхода ресурсов, приборы автоматического слежения за параметрами проживания, системы охранной и пожарной сигнализации.

Создание информационных систем для исполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан по содержанию жилья (учет предоставления субсидий и льгот на оплату ЖКУ)

Вопросы содержания и оплаты жилья являются сегодня особенно актуальными по следующим причинам:

  • Реформа ЖКХ предполагает разделение сфер ответственности между бюджетами всех уровней и приватизированными предприятиями жилищно-коммунальной сферы, но требования к взаимодействию между ними только возрастают;
  • Социальная поддержка в этой сфере является наиболее чувствительной зоной ответственности государства и затрагивает подавляющее большинство населения.
  • Адресность предоставления льгот и субсидий через систему персонифицированных счетов является необходимым условием разделения сфер ответственности между государством и жилищными организациями, построения цивилизованных отношений при предоставлении услуг, экономии бюджетных средств, дальнейшей монетизации льгот и субсидий.

Информационные системы, реализующие эти задачи только начинают распространяться на территории УрФО.

Информационная система «Контур-Субсидии», разработанная в СКБ Контур, тиражируется на территории Свердловской области, ведутся переговоры с Министерством социального развития Пермского края и другими Регинами России. С Министерством социальной защиты Свердловской области ведется обсуждение проекта информационной системы по предоставлению льгот в ЖКХ.

Ряд систем в этой группе задач разработаны собственными силами работников администраций и соответствующих служб, которые к сожалению не могут тиражироваться.

Как показывает наш опыт, основной проблемой создания ИС в данной группе является неразработанность законодательной базы, ее постоянное изменение.

Создание комплексных информационных систем для удобства обслуживания граждан и получения статистической информации в ЖКХ (учет начислений и оплаты ЖКУ, учет движения граждан по жилфонду, аварийно-диспетчерские системы и пр.)

Решение задачи сбора и анализа информации в ЖКХ и сохранение единого центра обработки информации дает возможность управления этой сферой со стороны администрации муниципальных органов и является необходимым для осуществления обмена данными по всей вертикали власти. Кроме того это поможет обеспечить порядок и удобство обслуживания граждан, которые смогут обращаться со всеми вопросами к единому центру компетенции (принцип «Единого окна»). Такую задачу, конечно, невозможно решить без применения современных информационно - коммуникационных технологий. В этой группе широко тиражируется наш основной продукт «Контур-Актив ЖКХ». Внедряется в опытном режиме система паспортного учета « Универсальный паспортный стол».

Следует отметить, что инвестиции в информационные технологии на несколько порядков меньше инвестиций в основные фонды ЖКХ, а эффект от них сравним, так как затрагивает основополагающие принципы наведения порядка, реализации социальной справедливости и предоставления услуг на современном уровне сервиса.

Информационные системы, работающие в этом направлении наиболее полно представлены на территории УрФО и спектр разработчиков таких систем весьма широк.

На сегодняшний день актуальной проблемой в этой области является интеграция таких систем в единый комплекс, что под силу только крупному, имеющему опыт системному интегратору или разработчику. Заказчиком такой системы должен обязательно выступать представитель бюджетной сферы – муниципальное образование или регион.

Создание информационно - аппаратных комплексов для обеспечения современного уровня комфорта в жилом помещении (инфраструктура связи, включающая выход в интернет, современные приборы учета расхода ресурсов, приборы автоматического слежения за параметрами проживания, системы охранной и пожарной сигнализации и пр.)

Этот блок задач наименее проработан, имеются лишь отдельные попытки реализации той или иной группы задач, в основном связанных с предоставлением каналов связи и учетом расходования различных ресурсов. Однако возможности ИКТ-фирм здесь намного превышают спрос.

Удорожание стоимости кв. метра жилья при реализации таких проектов может вырасти на 500 - 2000 рублей, что для различных категорий составляет от 1 до 10% общей стоимости жилья.

Основной проблемой здесь выступает создание показательных образцов такого жилья и переход к типовым решениям.

Предложения для членов Совета

  • Разработать перечень основных задач для ИКТ - фирм в реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
  • Создать банк данных по имеющимся решениям основных задач
  • Определить порядок разработки пилотных проектов в различных группах задач, включая вопросы участия и взаимодействия разработчиков и подрядчиков, а также финансирования проектов в рамках ПНП.

Косульников В.В.,
председатель совета директоров ЗАО «ПФ «СКБ Контур»
(По материалам доклада на Совете УрФО 25.07.2006 в Кургане)

СКБ-КОНТУР
Россия, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 41
Тел/факс (343) 370-34-89, 370-69-04
E-mail: gkh@inural.ru
www.gkh.inural.ru
www.skbkontur.ru

Rambler's Top100