Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Урок высшей пробы

Добавлено: 2006-11-23, просмотров: 4048


МОСКВА. Вчера в Кремлевском дворце съездов министр образования и науки Андрей Фурсенко вручил главные награды самых важных образовательных конкурсов - "Учитель года России" и "Лучшие школы России".

Звание "Школа школ" в этом году получил Московский центр образования N 548 "Царицыно". Победителем конкурса "Учитель года" стал Андрей Успенский, преподаватель русского языка и литературы школы N 37 города Череповца.

Организаторы обоих конкурсов до последнего хранили интригу: ведь финалисты и в том, и в другом соревновании (пятерка учителей и десятка школ) определили еще в октябре. Такую отсрочку они объясняют желанием, во-первых, "растянуть удовольствие", а во-вторых - приурочить торжественную часть к Всероссийскому общественно-педагогическому форуму "Приоритетный национальный проект "Образование" в действии". Вчера в Москву для участия в нем съехались более 5 тысяч педагогов, директоров школ и представителей вузов со всей России - участники конкурсов в рамках нацпроекта "Образование".

На сцене огромного зала из рук министра образования и науки Андрей Успенский получил главный атрибут "Учителя года" - статуэтку Большого хрустального пеликана, а директор центра образования Ефим Рачевский - диплом абсолютного победителя среди лучших школ страны.

По словам Андрея Фурсенко, в этом году конкуренция была особенно серьезной. Ведь участвовали в них уже априори лучшие из лучших: школы и педагоги, которые получили президентские гранты в рамках нацпроекта.

И тем не менее жюри справилось со сложной задачей и выбрало абсолютных лидеров. Столичный центр образования "Царицыно" хорошо известен не только в Москве, но и в разных уголках России. Его директор Ефим Рачевский не сидит на месте, а разъезжает по стране, чтобы лучше узнать об опыте коллег. Буквально на днях он вернулся с полуострова Таймыр.

- Когда мы говорим о будущем школы, мы говорим о нашем общем будущем, - сказал со сцены Ефим Лазаревич. - Я вижу это будущее как школу правды, диалога и великого учителя.

В школе "Царицыно" существует постоянный мониторинг социальных запросов родителей и учеников. И, по словам Рачевского, это помогает составлять более качественные учебные планы. Директор уверен: сегодняшнее образовательное сообщество отличается от того, каким было 8 лет назад. "Мы научились вести диалог, у нас появилось новое мышление. И от системы лозунгов перешли к системе действий", - считает Рачевский. Президентский миллион школа выиграла, представив на конкурс свой уникальный проект "Имею право". Вот уже несколько лет у Рачевского в центре работает омбудсмен - человек, готовый защитить права и учителя, и школьника. За эти годы в директорском столе скопилось около 18 тысяч различных вопросов. Судя по высокой оценке жюри и отзывам коллег, система защиты прав в школе работает отлично. О своих коллегах-финалистах конкурса Рачевский сказал, что все они уже лучшие из лучших, и особо отметил единственную сельскую школу, попавшую в финал, - школу поселка Караваево Костромской области.

Учитель года-2006 Андрей Успенский еще на финале конкурса в Челябинске поразил и жюри, и журналистов своей прямотой. На вопрос "Трудно было участвовать в конкурсе на президентский грант?", он ответил: "Честно говоря, это был конкурс не учителей, а тех, кто быстрее всех умеет заполнять различные бумажки с совершенно невразумительными порой вопросами". И привел пример того, о чем спрашивали учителей в анкетах: "Сколько благодарностей вы получили от родителей?" или "Сколько раз вы встречались с родителями учеников?" Вчера, сидя рядом с министром Андреем Фурсенко, он повторил те же слова, что и в Челябинске. Министр поспешил отреагировать на критику:

- В любой системе есть свои правила. И от бумаг нам никуда не деться. Но мы будем работать над ошибками, о которых - мы ждем - будете нам говорить вы - участники конкурсов.

Учитель года-2006 Андрей Успенский сменил множество профессий - был электриком, музыкантом (до сих пор играет на гитаре и на банджо), даже бизнесменом. Но уже 10 лет он преподает литературу мальчишкам в 37-й городской школе с математическим уклоном. Победитель главного учительского конкурса ответил на вопросы корреспондента "Российской газеты".

Российская газета | Ваш девиз - строки Станислава Ежи Леца "Чтобы дойти до истоков, надо плыть против течения". Против какого течения плывете вы?

Андрей Успенский | Я иду против мейнстрима. Например, изучаю с ребятами факультативно кантри-музыку, популярную в очень узких кругах, но очень легкую для восприятия.

РГ | Вы сменили множество профессий, но закрепились именно в школе. Почему?

Успенский | Есть такая штука - призвание. Это мой случай. И еще мне повезло с преподавателем по практике, несмотря на то, что я был заочник. Я сейчас могу уйти и зарабатывать нормальные деньги, это не проблема. Но не хочу. Я свободен в выборе и выбираю школу, потому что там мне комфортнее всего.

РГ | Какое самое заветное желание у Учителя года?

Успенский | Надеюсь, что наступит время, когда в России исчезнут за ненадобностью вытрезвители и детские дома. Тогда и во всем остальном будет порядок. А еще я убежден, что длину жизни нужно измерять яркими событиями, звездочками. За 10 дней конкурса я удлинил себе жизнь на целую звездную дорожку. Правда, очень жаль, что в "хрустальной стае" всего пять пеликанов.