Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



«Образование»: прошлое, настоящее, будущее

Добавлено: 2006-12-22, просмотров: 3328


МОСКВА. Около четырех миллиардов рублей будут распределены между 20 регионами в следующем году. Такое распределение бюджетных средств планируется провести в рамках конкурсной программы среди регионов, которые внедряют комплексные проекты модернизации образования. Также предполагается, что в период с 2008 по 2009 годы к проекту присоединятся еще 20 субъектов России. Такую информацию обнародовали на «круглом столе» «О ходе реализации нацпроекта «Образование»», проходившем в Совете Федерации.

Кроме того, в будущем году 60 лучших учебных заведений получат в среднем по одному миллиону рублей. Однако на этом конкурсные программы в рамках национального проекта заканчивать не собираются, а наоборот – намерены их пополнять. Так, например, будут продолжены такие конкурсы, как лучший учитель (в этом году были поощрены 10 тыс. человек) и конкурс талантливой молодежи (в 2006 году премированы около 5,5 тыс. молодых людей). Новшеством среди конкурсов станет проведение соревнования на звание лучшего среди профучилищ и ССУЗов.

В целом же, на этом мероприятии участники смогли подвести итоги, выстроить планы на будущее и предложить коррективы, которые, по их мнению, смогут упростить реализацию национального проекта. Именно этого добивалась от участников ведущая заседания, руководитель подкомитета Совета Федерации по образованию Зинаида Драгункина: «Нам необходимо провести подробный мониторинг на местах, чтобы понять, с чем мы пойдем в 2007 год», - сказала она.

Подводя итоги 2006 года, участниками был отмечен ряд положительных моментов в реализации национального проекта. Так, по данным Рособразования на начало декабря этого года, в рамках проекта «Образование» 17 ВУЗов России, внедряющие инновационные технологии в образовании, получили пять миллиардов рублей; простимулировано более трех тысяч общеобразовательных учреждений в субъектах РФ, на оснащение школ учебным оборудованием было перечислено более двух миллиардов рублей. Кроме того, были выделены средства на внедрение современных образовательных технологий, покупку автобусов для сельских школ и заложены два национальных университета (Сибирский и Южный).

От теории к практике

Однако в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» Комитетом СФ РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии был выявлен и ряд существенных недостатков, которые могут негативно сказаться на образовании в целом. Среди них, например, проблемы законодательного регулирования. В данном вопросе у участников «круглого стола» были нарекания только к федеральным законодателям, которые нарушали сроки принятия нормативно-правовой базы, что вызывало цепную реакцию в регионах. В частности, было заторможено утверждение параметров таких направлений, как «Внедрение современных образовательных технологий» и «Сельский школьный автобус».

Еще одним неприятным моментом в реализации нацпроекта стала несогласованность при перераспределении полномочий между федералами, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Также возникли вопросы и в отношении проведения конкурсных программ, в частности, экспертизы конкурсных материалов. В том числе, по информации из субъектов России, поступающей в Комитет СФ РФ по образованию, нет полной ясности в условиях и порядке проведения конкурсов. В частности, регионы интересуются критериями конкурсных отборов ВУЗов, внедряющих инновационные технологии; талантливой молодежи; лучших учителей. Особый, достаточно проблемный вопрос - критерии эффективности работы преподавателей.

Вот такая арифметика…

Но, как это часто бывает, в реализации национального проекта образование «хромает» не только нормативно-правовая база, но и финансовая сторона. Причем трудности здесь возникают в основном не с перечислением средств из федерального бюджета (хотя и с этим есть проблемы), а в плане освоения этих денег. Например, по информации Комитета верхней палаты парламента по образованию, учебные заведения, из числа выигравших конкурс, просто не успевают расходовать средства, так как в 2006 году сроки на освоение денег были предельно сжатые.

Несогласованность возникла также при расходовании школами-инноваторами призового миллиона рублей. В данном случае, говорят директора школ, отсутствует механизм использования экономии, возникшей при проведении торгов на закупку оборудования. То есть, например, школа сэкономила на закупке компьютеров и, по идее, остаток может вложить в другое направление. Однако школа этого сделать не может, так как контролирующими органами это рассматривается как нецелевое расходование средств.

Еще один момент, который мог бы быть смешным, если бы не был таким грустным. Для ряда отдаленных городов и районов возникла такая задача: деньги на покупку оборудования дали, его (оборудование) купили, а вот денег на то, чтобы доставить его до места назначения – нет.

Отдельная история вышла и с таким направлением нацпроекта, как «Внедрение современных образовательных технологий». Кроме того, что в некоторых населенных пунктах просто-напросто отсутствуют специалисты по информационным технологиям, так в других еще и нет провайдеров. Кстати, некоторые школы в данном направлении просто остались «за бортом». Так, к примеру, школы, которые подключились к сети Интернет до реализации национального проекта, не будут получать денег из бюджета на оплату услуг компаний, предоставляющих выход во всемирную сеть.

Не обошлось без проблем и в таком направлении как «Сельский школьный автобус». В данном вопросе законодатели не учли климатических и географических особенностей 1/8 части суши – то, что подходит одному региону, совершенно неуместно другому. В частности, некоторые регионы остро нуждаются не в простых автобусах, а в машинах высокой проходимости, а иногда даже и в вездеходах. Плюс к этому, есть регионы, где поселения значительно отдалены друг от друга или в некоторых нет автодорожной транспортной сети как, например, в Таймырском АО. И именно эти субъекты РФ нуждаются в перевозке детей в школы авиатранспортом, а денег на это не предусмотрено.

«Сухой остаток»

По информации профильного Комитета СФ из выступлений некоторых участников следовало, что значительным упущением в 2006 году стало то, что под реализацию нацпроекта «Образование» не попали учреждения дошкольного образования. Еще одними «аутсайдерами» проекта стали учреждения начального и среднего профессионального образования. Также законодатели оставили за бортом финансирование пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности учебных заведений.

Подводя итоги мероприятия, участники «круглого стола» сошлись во мнении, что Комитету СФ РФ необходимо продолжать мониторинг реализации национального проекта «Образование» и рекомендовали Правительству России разработать законопроект, который более детально разграничивает полномочия между федерацией, субъектами и органами местного самоуправления в сфере образования.

РИА «Открытые новости