Флаг и герб

Приоритетные национальные проекты России
"Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО"

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг ресурсов "УралWeb"

Rambler's Top100



Государство должно выполнить свои обязательства перед гражданами, отдавшими Северу лучшие годы своей жизни

Добавлено: 2006-04-12, просмотров: 10813


МОСКВА. Вопросы переселения из районов Крайнего Севера и перспективы их решения обсуждались на парламентских слушаниях, организованных Комитетом Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока.

«Значение Севера неоспоримо и признается безоговорочно, однако реальная деятельность некоторых государственных структур исполнительной власти не соответствует данному пониманию, - заявила в своем докладе председатель комитета Валентина Пивненко. - С одной стороны, за последнее десятилетие принят целый ряд нормативных актов, направленных на обеспечение устойчивого развития северных территорий, с другой - прослеживается формализм и декларативный характер ряда государственных документов по Северу, низкий уровень их исполнения. Кроме того, принимаемые документы зачастую не учитывают специфику Севера».

В своем выступлении она сделала экскурс в историю освоения Севера. На протяжении 30-80-х годов XX века этот регион был одним из главных приоритетов экономической политики советского государства. Экономическая стратегия его развития опиралась на централизованное перераспределение ресурсов в северные регионы с учетом геополитических интересов государства. Данная стратегия реализовывалась путем осуществления плановой миграции на Север и созданием экономических стимулов, например, введением районных коэффициентов, «полярных» надбавок. За относительно короткий срок на Север были привлечены огромные массы людей, в чем проявилась уникальность освоения российских северных территорий.

С началом перестройки, проведения социально-экономических реформ, направленных на формирование рыночных отношений, и распадом СССР миграционная ситуация на Севере сильно изменилась, наблюдался значительный населения с северных территорий. Ранее установленные государством социальные гарантии и надбавки к заработной плате в условиях инфляции не только теряли стимулирующую роль, но и не обеспечивали поддержание достойного уровня жизни. По данным переписи, за период с 1989 по 2002 годы население Российского Севера уменьшилось на 1,4 млн. человек, в том числе Европейского Севера - на 811,3 тысячи человек.

На современном этапе, как отметила Валентина Пивненко, ситуация в большинстве северных районов характеризуется негативными тенденциями. Прежде всего, речь идет о стремительном снижении рождаемости, значительном увеличении смертности и уменьшении средней продолжительности жизни. Сравнение итогов переписи населения 1989 и 2002 годов показывает, что если в целом по России население сократилось на 1,8 процента, то на Севере - на 11,6 процента.

В своем докладе председатель профильного комитета ГД сформулировала и другие актуальные социальные проблемы Севера. Это, в частности, обесценивание денежных сбережений, накопленных за годы работы на Севере, в результате чего большинство граждан лишилось возможности выезда в благоприятные для проживания регионы России за счет собственных средств.

Инструментом реализации политики государства по переселению нетрудоспособных граждан является закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в соответствии с которым в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, а также инвалидам и пенсионерам. По данным Министерства регионального развития РФ, на 1 января 2006 года, количество граждан, состоящих на учете на получение субсидий, составляет 649 тысяч человек, или порядка 240 тысяч семей.

Одной из основных проблем реализации закона являются, по словам Валентины Пивненко, недостаточные объемы его финансирования. На протяжении нескольких лет - с 1999 по 2004 годы - отмечалось ежегодное уменьшение финансовых средств, предусмотренных федеральным бюджетом на жилищные субсидии. В 2005 году сумма на жилищные субсидии северянам увеличилась и составила чуть более 1 млрд. рублей (1012,10 млн. рублей). Однако, согласно заявкам только северных субъектов Российской Федерации, требуемое финансовое обеспечение переселения северян в 2005 году должно было составлять не менее 4 млрд. 677 млн. 400 тыс. рублей.

Всего, начиная с 1995 года за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на жилищные субсидии гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, переселено около 90 тысяч человек. Таким образом, отметила Пивненко, за весь период действия программы «Жилище» с 2002 по 2010 годы субсидию смогут получить только около 15,5 тысячи семей, что составит всего 7 процентов от количества нуждающихся в улучшении жилищных условий, без вновь поставленных на учет в соответствии с законом. При условии выделения средств из федерального бюджета на таком низком уровне период ожидания жилищных субсидий растянется на 100 лет и более.

Отдельной проблемой Валентина Пивненко обозначила ликвидацию закрываемых населенных пунктов, жители которых в соответствии с Законом отнесены к первой категории получателей жилищных субсидий. «Давно назрела острая необходимость законодательно закрепить гарантии государства по защите прав граждан, проживающих в ликвидируемых населенных пунктах, - подчеркнула депутат.

В последние годы помимо федерального бюджета, средства на помощь пенсионерам, безработным и другим малообеспеченным категориям граждан в их выезде и обустройстве в принимающих регионах поступают от ряда государственных и частных компаний, таких как Газпром, Росэнергоатом, Норильский никель и ряда других. С 2002 года вступило в силу Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе на реализацию Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера, основной целью которого является отработка новых механизмов содействия миграции.

Тем не менее, «ни данными проектами, ни скудно финансируемым федеральным законом кардинально изменить ситуацию невозможно, - убеждена Валентина Пивненко. - Необходима согласованная с северными регионами и понятная населению концепция и стратегия социальной политики государства на Севере. Обеспечение социальных гарантий и компенсаций северянам должно быть одной из главных задач всех органов власти. Государство обязано выполнить обязательства, взятые перед своими гражданами».

Вместо этого, по словам председателя комитета, «в результате реформирования системы существующих гарантий и компенсаций гражданам, отдавшим работе на Севере здоровье и лучшие годы своей жизни, по инициативе Правительства РФ был внесен ряд изменений, ухудшающих их положение. Валентина Пивненко сообщила, что с целью позитивного изменения ситуации в Госдуму РФ было внесено два законопроекта, предусматривающих восстановление нормы о компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Данные законопроекты находятся в работе Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока.

Участники слушаний, в числе которых были представители Совета Федерации, Министерства регионального развития, многих северных субъектов РФ, пришли к общему выводу, что для решения всех проблем, существующих на Севере, предпринимаемых мер явно недостаточно. Между тем, всесторонняя проработка и четкая реализация переселенческой программы, представляющей собой особую, организованную форму миграционного процесса, особенно учитывая значение Севера для национальной экономики, приобретает исключительно важное значение.

На заседании отмечалось, что условия и порядок предоставления северянам социальных гарантий и компенсаций требуют корректировки с учетом изменившихся условий хозяйствования. Реформирование системы социальных гарантий не может быть полноценно осуществлено без определения общей концепции развития Севера России с утверждением перечня районов, отнесенных к зонам различной степени дискомфортности, в соответствии с которым и будут определяться региональные коэффициенты, перечень социальных гарантий и размеры компенсаций.

Социальные стратегии на Севере должны иметь два направления: содействие миграции в обжитые регионы и одновременно сохранение условий для развития человеческого потенциала в северных городах при наиболее экономически эффективных производствах – таково мнение участников слушаний. При этом миграционная политика, проводимая в северных регионах России, должна решать одновременно три основных задачи: содействие добровольному переселению нетрудоспособного населения, регулирование внутрирегиональной миграции, разработка и внедрение мер по профессиональной подготовке и переподготовке кадров. Кроме того, государство должно выполнить свои обязательство перед гражданами, отдавшими Северу лучшие годы своей жизни.

Совместными усилиями федеральных органов исполнительной и законодательной ветвей власти необходимо добиться исполнения в полном объеме законов и программ, затрагивающих интересы северных территорий и граждан Российской Федерации, в них проживающих.

По мнению участников парламентских слушаний, реализация комплекса мер в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», в состав которого включена и Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы вместе с входящими в ее состав подпрограммами и мероприятиями, позволит снять остроту проблем в жилищной сфере.

В принятом по итогам слушаний документе Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти рекомендовано обеспечить выполнение мероприятий по оптимизации численности населения, проживающего в районах Крайнего Севера, путем создания условий для закрепления квалифицированных кадров и выезда нетрудоспособных лиц; ежегодно при разработке проекта федерального бюджета предусматривать увеличение финансирования мероприятий по реализации закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» до 2,5 млн. рублей; разработать дополнительные меры, способствующие выезду нетрудоспособного населения из северных районов; создать информационный банк, содержащий данные по рынку жилья и рынку труда по всем субъектам РФ, для выезжающих из северных регионов страны.

Участники слушаний также считают целесообразным разработать программу строительства жилья для коренных малочисленных народов Севера РФ с учетом их традиционного образа жизни и хозяйствования

Счетной палате РФ предложено при рассмотрении календарных планов предусматривать контроль за своевременным исполнением обязательств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов в части финансирования жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.

А региональным органам власти участники слушаний посоветовали выступить с законодательной инициативой по внесению проектов федеральных законов, направленных на совершенствование существующей нормативной правовой базы по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также разработать региональные программы по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Алла Амелина,
ИА «Север-Пресс».